Материал раздела Основной

Свободный путь в Поднебесную: как организовать логистику с Китаем

Директор филиала Первой экспедиционной компании (ПЭК) в Китае Алексей Музеев рассказал об основных отличиях логистик Китая и России, о подводных камнях, которые могут возникнуть при организации цепи поставок, и о том, как выбрать логистического партнера
Фото: Denys Nevozhai / Unsplash
Фото: Denys Nevozhai / Unsplash

По итогам прошлого года российско-китайский товарооборот вырос на 27,1%, согласно данным Главного таможенного управления КНР. Чтобы поддержать эту тенденцию, страны ЕАЭС и Китай утвердили соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в октябре 2019 года. Документ затронул все болевые точки торговли: стандарты, технические регламенты, электронную коммерцию, прозрачность сделок. Поднебесная стала привлекательной для российских производителей и дистрибьюторов, а значит, и для транспортных компаний.

Специфика в сфере закупок

Самый большой риск в логистическом бизнесе — не получить груз. Это может произойти по ряду причин, в том числе из-за выбора ненадежного партнера. Несмотря на возможности интернета и открытость многих сфер, в Китае все еще попадаются фирмы-однодневки, которые исчезают после получения денег. Обращения о недобросовестных поставщиках принимают сайты государственных организаций КНР, а также специализированные онлайн-ресурсы.

Сейчас рынок заметно очистился: появились инспекционные компании, которые проверяют качество упаковки и надлежащее состояние груза перед продажей.

Чтобы обезопасить себя от неприятностей, покупатель заключает договор с торговым агентом. Логистический партнер, имеющий представительство в Китае, предоставляет заказчику полную информацию о поставщике. Форс-мажорные обстоятельства все же случаются, например при обнаружении некачественного товара, при погрузке, перегрузке или перевозке, и тогда компания компенсирует потери. Возможность возместить убытки от внештатных ситуаций в пути, как правило, имеют крупные перевозчики. Для большинства логистических фирм такие гарантии невыполнимы: компании не могут контролировать каждый этап доставки из-за участия посредников.

Рекомендуем
Опция Абонемент на интенсивы от РБК Pro
Каждый месяц вы сможете выбирать любой интенсив и проходить его в удобном для вас формате
Подключить опцию

Особенности консолидации товара

Как известно, в Китае больше производств, чем торговых компаний. В России обратная ситуация: торговые представительства имеют сеть складов, где товар может находиться дни, недели и месяцы. На китайских складах продукция не задерживается: отгрузочная компания отвозит товар с завода на склад, где его готовят к отправке. Оборачиваемость очень высока: нередко через неделю после изготовления товар уже в Москве. Консолидации товара нет как таковой. Иностранные логистические компании работают в условиях жестких дедлайнов, особенно если речь идет о сборной доставке по морю или по железной дороге. Каждый перевозчик решает этот вопрос по-своему. Например, можно отвозить основную массу грузов сразу на станцию, а также пользоваться складами партнеров в других городах.

Специфика маршрутов

При выборе логистической компании необходимо учесть, может ли перевозчик обеспечить доставку груза вглубь Китая самостоятельно или он прибегает к услугам посредников. От этого напрямую зависит своевременная поставка и связанные риски. Перевозчики пробуют разные модели, останавливаясь на наиболее удачных. Для многих групп товаров оптимальны маршруты смешанного типа, или мультимодальная доставка: «море + ж/д», «ж/д + авто» и т.д. Пример мультимодальной доставки — морской путь Шанхай — Владивосток; далее товар отправляется по России железной дорогой или автотранспортом.