Как Google оккупировала индийский рынок электронных платежей

Финансы Статьи Bloomberg
Индийские бизнесмены охотно бросились осваивать нишу электронных платежей, создав множество узкопрофильных банков. Но перспективы занять свое место на рынке с потенциалом в $1 трлн обернулись сплошными убытками
Фото: Hunter french/Bloomberg Businessweek
Фото: Hunter french/Bloomberg Businessweek

Казалось, что если успеть вовремя занять свое место на индийском рынке электронных платежей, то можно быстро добиться успеха. Ниша действительно выглядит очень перспективной на первый взгляд. В стране проживают 1,4 млрд человек, по-прежнему привязанных к наличным деньгам. 70% от общего объема платежей в стране проводятся именно так, «по старинке». Но власти все же пытаются приучить местное население к официальным способам оплаты.

Банки в изгнании: как Цюрих стал Кремниевой долиной Европы
Разработка ПО Финансы Недвижимость
Фото:Christian Hartmann / Reuters

В 2014 году Резервный банк Индии разрешил создавать финансовые организации, специализирующиеся именно на потребительских платежах, и местные бизнес-гиганты тут же включились в игру. Правда, многие об этом очень быстро пожалели. По крайней мере пять фирм, которые получили лицензию на проведение межбанковских мобильных платежей и онлайн-транзакций прекратили существование или же столкнулись с приостановкой инвестиций. Три из таких банков поддерживал один из известнейших в стране бизнесменов. Дилип Шангви, чье состояние оценивается в $7,3 млрд, прекратил финансирование своего онлайн-банка еще до того, как тот начал работу. Миллиардер понял, сколько денег может поглотить новый бизнес. В Credit Suisse предрекали индийскому рынку цифровых платежей большое будущее — к 2023 году его объем, по прогнозам, должен был достичь $1 трлн. Шангви и его конкуренты поторопились вступить в борьбу и недооценили уровень затрат, необходимых на то, чтобы тягаться с такими гигантами как Google Pay (принадлежит Alphabet) и PhonePe (принадлежит Walmart). По данным KPMG, в среднем на то, чтобы выйти на прибыль, у компаний должно уйти не менее трех лет, а из действующих сейчас 90 игроков этого рынка выживут единицы. «Они решили ввязаться в перестрелку, но вооружились одними ножами», — описывает положение дел Рамашвами Венкатаачалам, управляющий директор представительства FIS Group по банковским и электронным платежам в Бангалоре.