Как Google оккупировала индийский рынок электронных платежей
Казалось, что если успеть вовремя занять свое место на индийском рынке электронных платежей, то можно быстро добиться успеха. Ниша действительно выглядит очень перспективной на первый взгляд. В стране проживают 1,4 млрд человек, по-прежнему привязанных к наличным деньгам. 70% от общего объема платежей в стране проводятся именно так, «по старинке». Но власти все же пытаются приучить местное население к официальным способам оплаты.
В 2014 году Резервный банк Индии разрешил создавать финансовые организации, специализирующиеся именно на потребительских платежах, и местные бизнес-гиганты тут же включились в игру. Правда, многие об этом очень быстро пожалели. По крайней мере пять фирм, которые получили лицензию на проведение межбанковских мобильных платежей и онлайн-транзакций прекратили существование или же столкнулись с приостановкой инвестиций. Три из таких банков поддерживал один из известнейших в стране бизнесменов. Дилип Шангви, чье состояние оценивается в $7,3 млрд, прекратил финансирование своего онлайн-банка еще до того, как тот начал работу. Миллиардер понял, сколько денег может поглотить новый бизнес. В Credit Suisse предрекали индийскому рынку цифровых платежей большое будущее — к 2023 году его объем, по прогнозам, должен был достичь $1 трлн. Шангви и его конкуренты поторопились вступить в борьбу и недооценили уровень затрат, необходимых на то, чтобы тягаться с такими гигантами как Google Pay (принадлежит Alphabet) и PhonePe (принадлежит Walmart). По данным KPMG, в среднем на то, чтобы выйти на прибыль, у компаний должно уйти не менее трех лет, а из действующих сейчас 90 игроков этого рынка выживут единицы. «Они решили ввязаться в перестрелку, но вооружились одними ножами», — описывает положение дел Рамашвами Венкатаачалам, управляющий директор представительства FIS Group по банковским и электронным платежам в Бангалоре.