Материал раздела Основной

Меняем нефть на «сникерсы»: как изменился российский бизнес за 30 лет

В 90-е главной угрозой было убийство, сейчас — потеря деловой репутации. PwC провели глобальное исследование, чтобы сравнить, какие настроения были в российском бизнесе сейчас и 30 лет назад
Фото: Зотин Игорь / ТАСС
Фото: Зотин Игорь / ТАСС

Идеализация прошлого

Новое поколение склонно идеализировать прошлое: лишь 54% 30-летних предпринимателей считают, что в начале 90-х годов было сложно вести бизнес. Между тем около 70% тех, кто реально занимался в те годы предпринимательством, категоричны в своей оценке: в 90-е было сложно. Эти же респонденты считают, что сейчас вести бизнес проще: услуги стали доступнее, криминала нет, возможностей больше. Однако каждый второй представитель молодого поколения считает, что за прошедшие 30 лет общая ситуация с ведением бизнеса только ухудшилась.

Комментарий эксперта

Тэм Басуниа, в прошлом партнер PwC по оказанию услуг компаниям финансового сектора, — о состоянии российского бизнеса в 90-х

«Капитализм только зарождался: управление бизнесом осуществлялось его собственниками, а не менеджерами, так что разделения между собственностью и управлением не было, а значит, не было и управленческих информационных систем. Довольно часто бизнес оказывался прибыльным, но собственники не знали, какая именно часть приносила прибыль: все находилось в одном «котле»…

Если бы в 1990-м, 1995-м или даже в 2001 году вы спросили работников какого-нибудь российского банка, есть ли у них политика в области трансфертного ценообразования, люди бы просто не поняли этого вопроса. Сейчас качество управления значительно выросло, в российских компаниях разработаны отличные управленческие информационные системы».

Риски тогда и сейчас

Главные страхи бизнесменов 90-х — убийство, физическое насилие, угроза безопасности для членов семьи. За 30 лет ситуация сильно изменилась: современные бизнесмены боятся потерять деловую репутацию, сесть в тюрьму, быть вынужденными эмигрировать.