РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Доставьте до двери и оставьте в покое: как изменятся потребители

Ретейл Исследования ЦСП «Платформа»
О том, какие ключевые тенденции сказываются на потребительском поведении жителей России, а также о том, каким будет потребитель в перспективе пяти-десяти лет, — в исследовании, подготовленном ЦСП «Платформа» и X5 Retail Group
Фото:Hanson Lu / Unsplash
Фото: Hanson Lu / Unsplash

«Потребитель будущего» — это не одна модель, а множество, и бизнес должен соответствовать всем этим моделям. В исследовании приведено десять факторов, формирующих образ нового потребителя.

Многие визионерские концепции, которые обсуждаются сегодня — тотальная цифровизация торговли, смена форматов, — столкнутся с ограничениями, обусловленными человеческим фактором. Возникнет противостояние: цифровое удобство, новые сервисы, «социопатия», с одной стороны, и желание прямого контакта, тактильности покупки как социального взаимодействия — с другой.

При отсутствии новых идеологических смыслов жизнь людей будет в основном подчиняться очевидным желаниям здорового долголетия, накопления впечатлений, свободы и мобильности. Способ потребления будет балансом между этими ценностями и ограничениями финансовыми и физическими. Крайне высокие позиции займет ценность доверия — обратная сторона нарастающего скепсиса и подозрения. Конкуренция за доверие в значительной мере будет двигать рынок.

Образы жизни становятся более разнообразными, индивидуализируются, что проявляется и в питании, а значит, и предлагать потребителю нужно будет не только товар, но и социальный контекст его потребления, давать определения (eco-friendly, vegan, для кетодиет и т.д.), которые позволят найти свое в широком ассортименте.

Еще долгое время на российского потребителя будет воздействовать фактор стагнации доходов и неопределенности будущего. Высокая доля затрат на продукты в общей структуре потребления будет влиять как на выбор товаров, так и на постоянные маневры между торговыми сетями. Однако вместе с тем будет продолжаться рост запроса на качество при всей сложности этого понятия.