РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Баина Бурслугинова

Как не стать для банка подозрительным клиентом

Право Инструкции PwC
«Антиотмывочное» законодательство требует, чтобы компании собирали документы о структуре собственности, подтверждали экономический смысл и юридическую чистоту сделок. Расскажем, как учесть все требования закона и стать для банка идеальным клиентом

Нормативно-правовая база

Российские банки руководствуются требованиями федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ, а также документами ЦБ РФ и Росфинмониторинга.

В Европейском союзе помимо национального законодательства конкретной страны действует Четвертая директива ЕС № 2015/849, а к 10 января 2020 года все страны-участницы должны привести свое законодательство в соответствие с требованиями Пятой директивы ЕС № 2018/843.

При этом российские и европейские банки в своей работе, как правило, учитывают рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Например, в октябре 2019 года ФАТФ опубликовала обзор лучших практик по идентификации бенефициарных владельцев компаний. Кроме того, есть рекомендации Вольфсбергской группы — ассоциации крупнейших мировых банков, которая разрабатывает принципы и политику по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

В ЕС и России требования «антиотмывочного» законодательства по идентификации клиентов и мониторингу операций распространяются не только на финансовые институты, но и на адвокатов, нотариусов, бухгалтеров, юристов, которые сопровождают сделки с недвижимостью и управляют денежными средствами или ценными бумагами от имени своего клиента. В ЕС такие обязанности возложены также на провайдеров корпоративных и фидуциарных услуг, то есть связанных с доверительным управлением.

Для кого могут быть важны требования финансовых институтов: