РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как сделать социальный проект еще и прибыльным

Финансы Банки Клиентский сервис Маркетинг Менеджмент Продажи Статьи РБК
Социальное предпринимательство — относительно новое для России явление, которое пока развито слабее, чем на Западе. Для компаний в этой нише традиционны финансовые трудности. Как их преодолеть — рассказывает Илья Поляков, председатель правления Росбанка

Создатели социальных проектов в первую очередь сосредоточены на какой-то общественно значимой проблеме и предпринимательский подход используют как средство ее решения, а не как как способ получения прибыли. Из-за этого они часто сталкиваются с необходимостью вписывать не всегда платежеспособных благополучателей в бизнес-модель.

В связи с этим вопрос: как выстраивать ценообразование, покрывать издержки и стабильно работать? Если нет ответов, то и первоначальная цель — быть полезным обществу — тоже становится менее достижимой, поскольку на нее не остается ни сил, ни времени.

Мы обобщили свой опыт работы с социальными предпринимателями и можем поделиться выводами и рекомендациями для тех, кто испытывает финансовые трудности в своем социальном проекте или только задумывается его запустить.

Цифры: вносите даже обидное

Часто социальные предприниматели уделяют финансовым показателям недостаточно внимания, концентрируясь на социальной составляющей проекта. Это не совсем правильно.

Очевидный факт — за цифрами обязательно нужно следить самому. Чуть менее очевидный — их обязательно нужно показывать другим, даже если ваши показатели далеки от желаемых. Агенты и партнеры будут намного охотнее работать с вашим проектом, если в общении с ними вы будете опираться на конкретные финансовые показатели, а ваши сильные и слабые стороны будут подтверждаться фактами. Взглянув на цифры, опытный эксперт легко подскажет вам, где можно сократить расходы, от чего отказаться, а на что обратить особое внимание.

Нередко предприниматель сам не осознает, как много средств он тратит на проект. Если деньги ушли на то, что не сработало, вносить это в отдельную графу бывает страшно и обидно, поэтому многие решают ее не учитывать совсем, считая, что больше такая ошибка не повторится. Еще одна ошибка: делать мелкие покупки из собственных средств, не учитывая их в общем бюджете.

Важно понять, что следить нужно за каждой копейкой. Это поможет быть начеку и вовремя спохватиться, чтобы начать менять бизнес-модель.

Инвестиции: слезайте с иглы грантов

Ищите инвесторов, так как построить успешный бизнес без вложений практически невозможно.