РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как экономить и бороться с текучкой с помощью корпоративного волонтерства

HR Менеджмент Статьи РБК
Причин, по которым сотрудники покидают компании, много. По словам Оксаны Богдановой, президента центра «DaDobro», как минимум десять из них успешно устраняются с помощью корпоративного волонтерства

Недавнее исследование рекрутинговой компании Antal показало, что 27% работодателей в 2018 году отметили повышение текучести персонала. Самый высокий ее показатель (48%) в розничной торговле.

Здоровый уровень текучести кадров — 3–5%. Такие показатели говорят о том, что компанию покидают неэффективные работники: те, кто не хочет развиваться, или не видит себя частью компании, или не соответствует ее стандартам. Если показатель текучести 50%, то очевидно, что уходят и ценные работники. Если в компании 50 человек, то при среднем показателе текучести 48% в год уходят 24 человека.

Исследование American Management Association говорит, что замена ценного сотрудника, например топ-менеджера, «стоит» 30% от его годовой зарплаты.

Почему уходят сотрудники

Чтобы сократить уровень текучести, нужно определить причины ухода сотрудников. Возглавляют список чаще всего неудовлетворенность зарплатой и отсутствие бонусов. Но исследование HumanResources.about.com говорит о том, что есть еще десять причин, по которым увольняются сотрудники.

  1. Плохие отношения с начальником или абсолютное их отсутствие.
  2. Сотрудникам скучно, работа не бросает им вызов.
  3. Отсутствие отношений с коллегами.
  4. Невозможность использовать навыки.
  5. Незначительный вклад в цели организации.
  6. Нехватка работы в команде.
  7. Отсутствие видимой значимости работы.
  8. Финансовая неустойчивость организации.
  9. Отсутствие общей корпоративной культуры.
  10. Непризнание руководством работы сотрудников.

Эти проблемы можно решить с помощью корпоративного волонтерства. Как минимум это ослабит их влияние на уход сотрудников.

Что такое корпоративное волонтерство

Корпоративное волонтерство — это разнообразная добровольческая деятельность, в которую вовлечены сотрудники компании. В России оно начало развиваться не так давно. В 2014 году представители наиболее активных отечественных и международных компаний создали национальный совет по корпоративному волонтерству (НСКВ). В нем сегодня 30 участников, среди них «Русал», «Норникель», «Газпром», Leroy Merlin, Coca-Cola, Nestle, Deloitte.

Чтобы начать программу корпоративного волонтерства, нужно определить его цели для вашей компании, а также нужды региона, в котором она работает. Координируют процесс обычно инициативные сотрудники. Но если бизнес большой, филиалы есть в нескольких городах России, то целесообразно участвовать в графике акций, уже разработанных волонтерскими центрами. У них обычно уже налажены контакты с местными социально-реабилитационными центрами, домами престарелых, добровольческими организациями, зооприютами, они хорошо знают их нужды и могут вас направить.

Прицельная работа с проблемами

Мы занимаемся корпоративным волонтерством уже шесть лет и за это время убедились, что оно положительно влияет на внутреннюю работу компаний, которые в него вовлечены. Объясню, как именно.

1. Налаживание связей сотрудников между собой и начальством — решение первой, третьей и шестой проблем  

Волонтерские акции обычно проходят вне офиса — на нейтральной территории и в нерабочее время. На добровольческих мероприятиях нет иерархий. Есть только люди, которые вместе выгуливают животных из приютов, устраивают концерты в хосписах и проводят спортивные игры для детей из социально-реабилитационных центров. В это время они узнают друг друга лучше. После мероприятия дружелюбная атмосфера сохраняется и в офисе.

Исследование UnitedHealth Group в 2013 году выявило, что 64% сотрудников, которые занимаются корпоративным волонтерством, утверждают, что общение с коллегами вне офиса укрепило их отношения.

2. Признание вклада сотрудников — решение десятой проблемы

Авторы исследования Harvard Business Review попросили 600 менеджеров расположить по степени влияния на эмоциональное состояние сотрудников пять факторов, которые принято считать определяющими. Среди них оказались: