РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как растет теневой рынок алкоголя — Сколково

Пищевая промышленность Виноделие и пивоварение Исследования Сколково
В последнее время теневой рынок алкоголя методично разрастается, что угрожает здоровью, демографии и бюджету. Почему так происходит, рассказали исследователи Московской школы управления Сколково и Центра социального проектирования «Платформа»
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Почему растет теневой рынок

«РБК Pro» публикует краткие выводы исследования теневого рынка алкоголя. Полная версия отчета в конце статьи.

В течение последних 10 лет, с 2008 по 2018 год, легальный рынок алкогольной продукции в России сокращает объемы производства. По мнению специалистов, причиной тому стали определенные регуляторные меры:

  • введение минимальной цены от производителя;
  • установка минимальной розничной цены;
  • запуск системы ЕГАИС;
  • ограничение мест и времени продаж алкоголя.

В итоге действия перечисленных ограничений за 10 лет производство ликеро-водочных изделий и другой крепкой алкогольной продукции снизилось на 24% (до 101,3 млн дал), слабоалкогольной продукции — на 84% (до 6,8 млн дал), пива — на 32% (до 774,7 млн дал). Но даже при сокращении производства пива его потребление растет и почти догнало по количеству водку, чего никогда не было раньше (до 2016 года).

В то же время производство вина за последние 10 лет, наоборот, увеличилось на 13% (до 120,5 млн дал). Эксперты считают, что это связано с восстановлением и расширением виноградников, которые были массово уничтожены ранее, во время горбачевских реформ. Также на статистике отразилось присоединение Крыма с его виноградными угодьями.

Розничные цены с 2008 по 2017 год выросли: на водку в 3 раза (при росте акциза в 3 раза), на отечественное пиво в 2,6 раза (при росте акциза в 7,6 раза), на отечественное игристое вино в 2 раза (при росте акциза в 3,4 раза). Это привело к тому, что спрос на дешевую нелегальную алкогольную продукцию вырос со стороны малообеспеченных слоев населения.

Характеристика «серого» бизнеса

Эксперты считают, что объем теневого рынка алкоголя в России составляет от 30 до 40% от общего объема потребляемой алкогольной продукции. Для сравнения — в развитых странах этот показатель около 10%.