РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Тонна гречки по цене смартфона. Почему стоимость крупы резко выросла

Пищевая промышленность Производство Статьи РБК
Многие федеральные сети получили от своих поставщиков уведомления о подорожании гречки на 25–50%. Глава Ассоциации крупопроизводителей России Ярослав Сорокин рассуждает о рыночных и искусственных причинах роста стоимости этой крупы
Фото:Алексей Мальгавко / РИА Новости
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Что случилось?

Итак, поставщики гречки объявили о росте цен на свою продукцию. Это решение вызвано тем, что за сентябрь—октябрь текущего года все производители гречки Алтайского края одновременно повысили отпускные цены с ±21 тыс. руб. за тонну до ±43 тыс. руб.

Почему именно Алтайского? Гречиха выращивается и перерабатывается в гречку почти во всех сельскохозяйственных регионах РФ. Совсем не много регионов выращивают ее больше внутреннего потребления самого региона, и доминирующее положение по внутрироссийскому региональному экспорту гречки занимает Алтайский край. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто подойти к полке в гипермаркете и посмотреть, сколько там вариантов названия «Алтайская ….» или посмотреть адрес производства крупы у брендированных фасовщиков. В 90% случаев это будет алтайская гречка. Вкусная, качественная алтайская гречка. А брендов «Воронежская гречка» или «Татарстанская гречка» почти не представлено. Алтай доминирует.

Почему подорожало?

Доминация Алтайского края сложилась не просто так. Дело в том, что уже более 5 лет руководство Алтайского края целенаправленно развивает крупяной бизнес у себя в регионе за счет федеральных и региональных субсидий. Без них было бы невозможно организовать за 3 тыс. км от федерального центра, практически на другом конце глобуса, мощное сырьевое и перерабатывающее производство с низкой стоимостью конечного продукта.

Для понимания: дорого — понятие относительное. За 40 тыс. руб. можно купить смартфон, а можно комнату доверху засыпать тонной гречки. И теперь представьте себе грандиозность задачи, решенной Алтайскими чиновниками и производственниками: организовать доминирующее производство столь дешевого продукта за 3 тыс. км от основного рынка сбыта с возможностью доставки только сухопутным путем.