Компании, которые еще в начале нулевых поняли, что кадры надо растить еще со школы, сегодня диктуют рынку труда стандарты и уровень требований к соискателям. Это мировой тренд, игнорировать который, несмотря на все особенности российской экономики, невозможно. При этом и соответствовать ему очень сложно — просто потому, что будущие архитекторы информационных сетей, IT-проповедники и менеджеры по космотуризму даже не предполагают, что такие профессии уже существуют или могут возникнуть.
Для большинства российских школьников привлекательны социально одобряемые или «хайповые» профессии. Интерес к ним объясняется модой и возрастными особенностями. Как компаниям достучаться до своих потенциальных сотрудников?
Рекрутинг и идеология
Борьба за «трудовые ресурсы» в ближайшие годы обострится настолько, что будущих управленцев и сотрудников среднего звена станут разыскивать чуть ли не среди учеников начальной школы. Это понятно, ведь уже сейчас работодатели понимают, что охотиться на таланты, которые скоро получат дипломы сузов и вузов поздно: у выпускников уже сформировалось представление о будущей карьере. Часто ошибочное или ограниченное, но уже с четкими предпочтениями к определенным брендам работодателей. Тем не менее даже самым популярным у соискателей компаниям, приходится вкладывать немалые ресурсы в то, чтобы не только сформировать интерес к бренду, но и подтверждать его идеологически. Корпорации тратят на это миллионы и привлекают специализированные имиджевые агентства.
Ситуация такова, что сегодня учащиеся 7–10 классов знают и выбирают примерно среди 12 известных им профессий. Но рынку нужны узкопрофильные специалисты, и привлечение в профессиональную область начинается уже в средней школе. Так уже поступают многие крупные отраслевые компании, например «Русагро» и «Норникель».