РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Черный квадрат для бизнеса: как использовать QR-коды

Маркетинг Статьи РБК
Дарья Костюк, руководитель отдела малого и среднего бизнеса «ВКонтакте» — о шести способах применения QR-кодов, которые помогут предпринимателям бесплатно привлечь новых клиентов
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

В Китае более 900 млн человек ежедневно оплачивают покупки с помощью QR-кодов. Коды настолько проникли в повседневную жизнь, что с их помощью бренды размещают рекламу, а люди обмениваются контактами, регистрируются в приложениях и подключаются к Wi-Fi. Пожилые люди даже носят специальные бейджи с QR, в которых «зашиты» их персональные данные, адрес и телефоны близких.

Особую популярность QR-коды приобрели благодаря приложению WeChat. Вокруг этого приложения сегодня строится вся жизнь китайцев. Там они общаются, заказывают доставку еды и оплачивают услуги ЖКХ. В приложение встроен сканер. Чтобы открыть ссылку или оплатить товар/услугу, человеку необходимо просто навести камеру на черно-белый квадрат.

Российские маркетологи решили взять QR-коды на заметку в 2008 году, когда в стране начали активно пользоваться смартфонами. Но россиянам, так же как американцам и европейцам, технология показалась неудобной и непонятной: чтобы узнать, что именно зашифровано в QR-коде, необходимо было скачать специальное приложение. Второе дыхание QR-коды получили, как только отпала необходимость в дополнительных программах для их считывания.

Как прогнозируют в Juniper Research, к 2022 году количество сканирований QR-кодов в мире увеличится до 5,3 млрд. Для сравнения: в 2017 году QR-кодами воспользовались около 1,7 млрд раз.

Как российский бизнес может использовать QR

QR-коды помогают предпринимателям упростить клиентам процесс оплаты, прорекламировать товары и услуги, измерить эффективность рекламы, выстроить коммуникацию с потребителями и решить многие другие задачи. Однако главное достоинство QR для предпринимателей — это возможность перевести клиентов из офлайна в онлайн. Вот как предприниматели могут использовать QR-коды.

1. Рассказать о товаре

QR-код на упаковке продукта может рассказать о его составе и способах приготовления, а на зеркале в примерочной поможет легко открыть лукбук и подобрать образ к понравившейся вещи. Например, «Макдональдс» «зашивает» в QR-код, расположенный на упаковке, состав бургеров и напитков.

2. Собрать аудиторию

Организаторам мероприятий QR-коды могут помочь собрать гостей в чат или перенаправить на бота, который будет отвечать на их вопросы. Можно пойти дальше: с помощью чат-бота направить человека в приложение и вовлечь в цепочку взаимодействия. Людям удобнее отсканировать QR-код, чем вбить в поисковую строку ссылку на мероприятие вручную.