РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Этот далекий Китай: какие технологии интересуют восточного соседа

ВЭД Цифровизация Статьи РБК
Какие бизнес-ниши считаются наиболее перспективными в Китае и как российской компании избежать ошибок, запуская там бизнес, рассказывает Андрей Прохорович, гендиректор Eurasia Development Ltd, компании по трансферу технологий между Россией и Китаем

То, что китайский рынок — один из самых перспективных в мире и развивается стремительными темпами, сегодня очевидно. За последние 70 лет Китай стал вторым по величине потребительским рынком в мире. Кроме того, он лидирует по масштабам внешней торговли. Общий объем импорта и экспорта страны в 1950 году составлял всего лишь $1,13 млрд, а в 2018 году достиг $4,6 трлн. Основные экспортные товары — электромеханическая и высокотехнологичная продукция.

За последние годы между Россией и Китаем установились прочные рыночные отношения. По данным Таможенного управления КНР, в 2018 году товарооборот между Китаем и Россией вырос более чем на четверть — побил исторический рекорд и составил $107 млрд. У российского бизнеса, как никогда, есть все возможности для покорения китайского рынка. Однако планируя экспансию в КНР, владельцам российских компаний нужно учитывать ряд непреложных правил, по которым живет местное бизнес-сообщество.

Китай как лидер в технологической индустрии

Сегодня Китай можно назвать технологическим лидером в целом перечне отраслей. Именно они наиболее перспективны с точки зрения развития иностранной компании на рынке восточного соседа.

1. EdTech

Китайский рынок образования считается самым большим и самым быстрорастущим в мире. Согласно нашему собственному исследованию, его ежегодный доход оценивается в $300 млрд, при этом общий объем рынка EdTech Китая в 2018 году достиг $1,5 трлн. Восемь из десяти крупнейших мировых образовательных «единорогов» — китайские (Zuoyebang, Gaodun, Huikedu Group, 17zuoye). Большинство из них работают в сегменте b2c, тогда как ниша b2b все еще развита слабо.

Особенность местного рынка образования — интеграция технологий виртуальной реальности (VR) и искусственного интеллекта (AI) в учебный процесс. На этом рынке лидируют местные стартапы, но свои доли получили и такие проекты, как Coursera, Udemy и Udacity. По нашим прогнозам, рынок частных занятий в Китае к 2021 году вырастет до $40 млрд (для сравнения: по итогам трех кварталов 2018 года он составил $4,4 млрд).

Финансирование от государства получают платформы, которые занимаются подготовкой к Гаокао — государственным экзаменам для поступления в вузы (17zuoye, Knowbox или Sanhao), а также сервисы, нацеленные на крайне востребованный при поступлении в вузы английский язык (VIPKID, iTutor, DaDaABC).

2. E-commerce

Китайский ретейл претерпевает сегодня настолько сильные изменения, что границы между физической и цифровой розничной торговлей начинают стираться. Офлайн двигается в сторону онлайна, а онлайн пошел в офлайн.

Тренд начал распространяться еще пять лет назад, когда интернет-гигант Alibaba запустил бесплатное приложение Ling Shou Tong для офлайн-магазинов. Сервис позволяет покупателям примерять одежду виртуально. Взамен интернет-гигант получил возможность использовать офлайн-магазины в качестве центров пикапа собственных товаров. Владелец магазина может заказать товары через приложение Ling Shou Tong. Благодаря данным, полученным через это приложение, Alibaba помогает компаниям составлять прогнозы по закупкам и маркетинговым акциям.