Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как предотвратить утечки пользовательских данных IT, 12 ноя, 18:49 Быть хорошим: важны ли для россиян честность и идейность бренда Менеджмент, 12 ноя, 18:04 Халяльные проверки и паспорта для коров: главное в сельском хозяйстве Сельское хозяйство, 12 ноя, 16:10 Поставщики нового поколения: как работать с ключевыми клиентами в рознице Потребительские товары, 12 ноя, 15:08 Успешный интернет-магазин с нуля: 10 важных элементов Интернет-торговля, 12 ноя, 14:04 Хогвартс для айтишника: как школа из Мытищ готовит детей к Индустрии 4.0 IT, 12 ноя, 14:04 Маркетолог Линор Горалик — о пользе самоиронии в продвижении бренда Маркетинг, 12 ноя, 12:59 Кандидат на пост: какой имидж в соцсетях поможет получить работу HR, 12 ноя, 12:04 Банк по подписке: как будут выглядеть платежи через 10 и 20 лет Финансы, 12 ноя, 11:00 Александр Мамут: человек должен быть немного дятлом Менеджмент, 12 ноя, 10:01 Почему дешевеет свинина и как на это реагируют производители и розница Потребительские товары, 12 ноя, 09:01 Семь способов пустить стартап по ветру Менеджмент, 12 ноя, 08:58 Как стартап заставляет индийцев доставать золотые «заначки» — Bloomberg Финансы, 12 ноя, 07:53 Секрет на миллион: как защитить коммерческую тайну «с нуля». Часть 1 Право, 11 ноя, 17:59
 
0 
Зачем ЦБ и банкам новый способ оценки российских компаний Их распределят по трем группам в зависимости от рисков отмывания денег
Финансы
ЦБ будет относить российские компании к зеленой, желтой или красной группам. Это должно упростить жизнь банкам, которые жалуются на законодательство об отмывании денег
Илья Ясинский (Фото: photo.roscongress.org)

Единая платформа по проверке клиентов, которую ЦБ запустит для банков, предполагает разделение их на три категории, рассказал на форуме «Финополис» глава департамента финмониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский. Банки не понимают, как выполнять закон по борьбе с отмыванием денег, признался основатель Тинькофф Банка Олег Тиньков. Теперь на помощь им придет регулятор, у которого, как отметил Ясинский, больше компетенций и ресурсов, чтобы судить о характере операций юрлиц. Но у нового механизма есть и обратная сторона, говорят эксперты: банки могут стать менее гибкими, к тому же оценка ЦБ может отнести хорошо знакомые им компании к зоне повышенного риска.

Новые знания о клиентах

О том, что ЦБ и ассоциация «Финтех» создадут платформу Know your customer (KYC, «Знай своего клиента»), первый зампред регулятора Ольга Скоробогатова говорила еще в прошлом году, но пока KYC не запущена. «Тема долго была на паузе, но активность возобновилась», — сказал РБК сотрудник банка из топ-20.

Каждая пятая компания сталкивалась с блокировкой счетов, в 10% случаев они были связаны с подозрениями в нарушении антиотмывочного законодательства, говорилось в исследовании MAGRAM Market Research. ЦБ вместе с деловыми объединениями летом даже разработал инструкцию, где объяснил, как избежать блокировки счетов и что делать, если бизнес уже попал в черный список.

Новая платформа Банка России поделит юрлиц на группы риска «по принципу светофора», сказал Ясинский: она поможет корректнее идентифицировать клиентов-юрлиц и выстраивать с ними работу в сфере противодействия отмыванию доходов. Для этого организации должны будут подключиться к единой системе, в которую будут подтягиваться данные о клиентах.

«Мы контактируем с платежными системами, кредитными финансовыми организациями, некредитными финансовыми организациями, с федеральными органами исполнительной власти, с Росфинмониторингом, с правоохранительными органами», — отметил Ясинский. Алгоритм предполагает скоринг компании по критериям риска, которые сейчас содержатся в различных положениях и методических рекомендациях ЦБ. В зависимости от того, сколько клиент получит баллов, он попадет в одну из трех групп — красную, желтую или зеленую. Число баллов будет формироваться на основе более чем ста критериев — исходя из рисков участия компании в сомнительных операциях, налоговых, репутационных, поведенческих, секторальных рисков и т.д., следует из слов Ясинского и презентации ЦБ. Далее клиенты будут распределяться по десятибалльной шкале.

  • Если они наберут меньше трех баллов, их отнесут к «зеленой» группе: финансовые операции банки будут отслеживать в текущем режиме, без повышенного внимания.
  • При скоринговом балле от трех до семи — к «желтой»: тогда банки будут анализировать их по процедуре посткомплаенса и принимать меры, если риски подтвердятся.
  • При отнесении клиента к самой высокорискованной «красной» группе его операции будут отслеживаться в онлайн-режиме.

Для создания платформы KYC ЦБ готов внести изменения в закон «О банках и банковской деятельности», а также 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма»). «О конкретных сроках реализации проекта пока говорить рано. В настоящее время экспертно прорабатываются все возможные аспекты будущего функционирования платформы: технические, технологические, организационные», — пояснили РБК в пресс-службе ЦБ.

Пока регулятор анализирует, какие базы данных и ресурсы госорганов будут использоваться для платформы KYC, говорит руководитель комплаенс-службы банка из топ-20.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ