Опубликовано 19.07.2021, 16:45
Неконтролируемое развитие экосистем в России может привести к «подмене традиционных национальных ценностей из-за усиления психологии потребления человека» и, как следствие, к деградации общества. Отсутствие дополнительного регулирования также может повлечь утечки данных, проблемы для финансовой стабильности из-за внутренних валют экосистем и принуждение граждан к ненужным покупкам. Такая позиция содержится в отзыве Ассоциации банков России (АБР; в нее входят крупнейшие кредитные организации страны) на консультационный доклад ЦБ о регулировании экосистем. РБК ознакомился с документом.
В апреле 2021 года ЦБ опубликовал свои предложения для публичных обсуждений по регулированию деятельности экосистем в России. Экосистема предполагает, что вокруг основного бизнеса крупного игрока, например банка или ИТ-компании, строится платформа из собственных и партнерских сервисов в самых разных областях, ориентированных на вовлечение клиентов из ведущей сферы деятельности. Чтобы узнать мнения банков, ЦБ задал им несколько вопросов о будущем регулировании, в том числе какие риски может нести деятельность платформ и экосистем на российском рынке.
«Нерегулируемое развитие данных платформ увеличивает (усиливает) психологию потребления человека, приводит к подмене традиционных национальных ценностей и в перспективе к деградации социального общества. Поставщика отрезают от потребителя. У производителей нет стимула создавать что-то сверхкачественное и сверхновое, требующее долгого времени на разработку и производство», — говорится в письме АБР регулятору. В долгосрочной перспективе эти риски тормозят прогресс экономического роста, а также приводят к сокращению и вымиранию традиционных видов бизнеса.
«Сейчас люди могут искать товары и магазины через общение и отзывы. Экосистема же создает такие условия, что человек «живет» внутри экосистемы и покупает все только там, не обращая внимания на других производителей и ни с кем не общаясь по этому поводу», — объясняет суть рисков вице-президент АБР Алексей Войлуков. С развитием экосистем у потребителей «может поменяться мышление»: они больше не будут искать товары за пределами одной компании, потому что это сложнее, а экосистема делает покупательский процесс проще и удобнее, опасается он.