РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Миллиарды без химии: можно ли заработать на органических продуктах

Сельское хозяйство Статьи РБК
Александр Рудаков, президент АПХ «ЭКО-культура», рассказывает о трендах на рынке экологически чистых продуктов, а также о том, могут ли российские хозяйства заработать на них и выйти в зарубежные страны

Рынок органических продуктов в России растет, и эксперты высоко оценивают его потенциал. Рост мог бы быть еще быстрее, но многие факторы тормозят этот процесс: от отсутствия законодательства до понимания, что именно называть органик-продукцией.

Органический рост

Рынок экологически чистых продуктов развивается во всем мире. Согласно подсчетам SBS Consulting, с 2004 по 2017 год он вырос с €21 млрд до €93 млрд. Темпы роста потребления экологически чистых и органических товаров в этот отрезок времени были более чем в два раза выше показателей роста рынка продовольствия в целом. К 2020 году мировой рынок органической продукции, по прогнозам аналитиков, увеличится до $143 млрд и продолжит развитие.

Лидеры по потреблению органической продукции сегодня США, на их долю приходится 43% рынка. Далее идут Германия (11%), Франция (9%), Китай (8%) и Канада (3%).

В России этот рынок только набирает обороты. Темпы роста спроса на органические продукты в нашей стране опережают общемировые, при этом доля такой продукции на отечественном продовольственном рынке составляет менее 0,1%. Как выяснила SBS Consulting, лишь 1% россиян покупают фрукты и овощи с пометками «эко», «био» или «органик». Прежде всего речь идет о фруктах, овощах, меде, молоке и мясе.

Министерство сельского хозяйства РФ оценивает потенциал этого рынка в 360 млрд руб. ежегодно. В 2016 году он достиг €160 млн, даже несмотря на отголоски затяжного кризиса 2014 года, рынок рос начиная с 2008 года в среднем на 23% в год. К 2025 году власти планируют нарастить экспорт экопродукции с $160 млн до $5 млрд и занять около 10% мирового рынка органических продуктов.

Что означает пометка «эко»

Есть четыре основополагающих принципа органического сельского хозяйства. Они разработаны Международной федерацией движений экологического сельского хозяйства (IFOAM).

  1. Принцип здоровья, который требует избегать использования вредных для здоровья удобрений, пестицидов, ветпрепаратов для животных и пищевых добавок.
  2. Принцип экологии. Соответствие природным циклам и балансам ведения органического земледелия, выпаса скота и использование природных систем в дикой природе.
  3. Принцип справедливости. Условия для содержания и выращивания животных должны согласовываться с их физиологией, естественным поведением и здоровьем.
  4. Принцип заботы. Управление органическим сельским хозяйством должно носить предупредительный и ответственный характер для защиты здоровья и благополучия нынешних и будущих поколений и окружающей среды.

Таким образом, пометки «органик», «био» или «эко» могут иметь только те продукты, которые были выращены в экологически благополучной местности, естественным образом, без использования химических реагентов.