Миллиарды без химии: можно ли заработать на органических продуктах
Рынок органических продуктов в России растет, и эксперты высоко оценивают его потенциал. Рост мог бы быть еще быстрее, но многие факторы тормозят этот процесс: от отсутствия законодательства до понимания, что именно называть органик-продукцией.
Органический рост
Рынок экологически чистых продуктов развивается во всем мире. Согласно подсчетам SBS Consulting, с 2004 по 2017 год он вырос с €21 млрд до €93 млрд. Темпы роста потребления экологически чистых и органических товаров в этот отрезок времени были более чем в два раза выше показателей роста рынка продовольствия в целом. К 2020 году мировой рынок органической продукции, по прогнозам аналитиков, увеличится до $143 млрд и продолжит развитие.
Лидеры по потреблению органической продукции сегодня США, на их долю приходится 43% рынка. Далее идут Германия (11%), Франция (9%), Китай (8%) и Канада (3%).
В России этот рынок только набирает обороты. Темпы роста спроса на органические продукты в нашей стране опережают общемировые, при этом доля такой продукции на отечественном продовольственном рынке составляет менее 0,1%. Как выяснила SBS Consulting, лишь 1% россиян покупают фрукты и овощи с пометками «эко», «био» или «органик». Прежде всего речь идет о фруктах, овощах, меде, молоке и мясе.
Министерство сельского хозяйства РФ оценивает потенциал этого рынка в 360 млрд руб. ежегодно. В 2016 году он достиг €160 млн, даже несмотря на отголоски затяжного кризиса 2014 года, рынок рос начиная с 2008 года в среднем на 23% в год. К 2025 году власти планируют нарастить экспорт экопродукции с $160 млн до $5 млрд и занять около 10% мирового рынка органических продуктов.
Что означает пометка «эко»
Есть четыре основополагающих принципа органического сельского хозяйства. Они разработаны Международной федерацией движений экологического сельского хозяйства (IFOAM).