РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Кризис формата: как гипермаркету выжить в эпоху магазинов «у дома»

Ретейл Клиентский сервис Кейсы METRO
От быстрого изменения поведения потребителей особо страдает формат гипермаркетов. О том, как большим выжить в эпоху маленьких, рассуждает Владислав Тихомиров, глава дивизиона ценообразования METRO

Последние пару лет все участники рынка торговли продуктами говорят о триумфе малого формата. «Пятерочки», «Магниты», «ВкусВиллы» растут в геометрической прогрессии, а потребители получают приличные супермаркеты «у дома», удовлетворяющие их ежедневные потребности.

В 2010–2015 годах формат гипермаркетов переживал настоящий бум, их число в России увеличилось вдвое — до одной тысячи. Однако уже тогда экспертам было понятно, что на рынке осталось место в лучшем случае для 200 гипермаркетов. С тех пор только «Лента» открыла заметное (чуть более 100) и, пожалуй, излишнее количество гипермаркетов — они начали «каннибализировать» самих себя. С 2017 года темпы роста «Ленты» начали снижаться, а показатель like-for-like (сопоставимые продажи — показатель, сравнивающий текущий и прошлый период, исключая объекты (магазины), отсутствующие в одном из периодов. — «РБК Pro») — падать.

В реальности же торговые сети главным образом конкурируют за удовлетворение базовой потребности потребителей — в еде. При этом потребители все реже готовят сами, ведь можно заказать ужин на дом или поесть на модном рынке рядом с домом.

Сущность формата «магазин самообслуживания» не менялась на протяжении 50–60 лет, а спрос (читай — избалованность потребителя) становится все многообразнее. Бежать сразу во всех направлениях получается только у Сбербанка, «Яндекса» и Mail.Ru. Тем не менее крупнейшие ретейлеры осознают, как быстро меняется потребительское поведение, и пытаются подстроиться под него.

«Перекресток» недавно запустил фабрику-кухню (smart kitchen), «Азбука вкуса» успешно выпускает готовую еду на собственном централизованном производстве. Ретейлеры сотрудничают с сервисами доставки, ставят автоматы с кофе и выкладывают на прилавки круассаны.

Однако многие владельцы торговых сетей по-прежнему считают инновациями изменение логотипа компании, оформление торгового зала в модных шрифтах и использование современных светильников.