РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Что мешает развитию Нового Шелкового пути из Китая в Европу

Логистика ВЭД Статьи РБК
Дмитрий Лагун, гендиректор AsstrA-Associated Traffic AG, — о наиболее перспективных маршрутах Нового Шелкового пути, основных участниках проекта и факторах, тормозящих его развитие
Фото: Sean Yong / Reuters
Фото: Sean Yong / Reuters

Что такое Новый Шелковый путь

Инициатива по созданию Нового Шелкового пути (НШП), или, как еще его называют, Евразийского сухопутного моста, выдвинутая китайским правительством в 2013 году, уже который год входит в число самых обсуждаемых в политической и экономической среде. Реализация проходит под лозунгом «Один пояс — один путь». Инициатива включает в себя проекты «Экономический пояс Шелкового пути — ЭПШП» и «Морской Шелковый путь XXI века», предполагающие создание обширной инфраструктурной транспортной сети от западных границ Китая в Европу.

На сегодня китайские предприятия инвестировали в страны вдоль маршрутов НШП более $100 млрд. Большая часть этой суммы пошла на строительство инфраструктуры на территории Китая. Казахстан, Россия, Белоруссия, Польша и Германия получают финансирование в основном путем предоставления целевых кредитов на покупку стройматериалов и оборудования, а также наем рабочих. Наименьший объем вложений приходится на Австрию, Литву, Люксембург и Италию.

Основные бенефициары инвестиций — железные дороги стран НШП. Ими пользуются большей частью глобальные логистические компании, среди которых DHL, DB Schenker, Sinotrans. Они выстраивают для своих клиентов схемы доставки товаров с учетом новых инфраструктурных проектов. Так, сервис ускоренных контейнерных поездов особенно популярен для перевозок грузов высокой стоимости (высокие технологии, fashion, автомобили и запчасти), а также при срочной доставке.

НШП призван стать новой панъевразийской транспортной системой для перевозки грузов по суше из Китая в страны Европы. Его маршрут включает Транссибирскую магистраль (проходит через Россию) и второй Евразийский континентальный мост (проходит через Казахстан).

Что дает участие в проекте

  • странам ЕАЭС

Участие в проекте «Экономический пояс Шелкового пути» дает странам ЕАЭС возможность привлечь инвестиции. Россия, Казахстан и Белоруссия могут вложить их в улучшение транспортной инфраструктуры, которую можно использовать не только для транзита грузов из Китая, но и для транспортировки их между странами — членами ЕАЭС.