РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Александр Хачиян

Не упасть в «черную пятницу»: как подготовить сайт к сезону распродаж

Интернет-торговля IT Инструкции AWG
Для рынка электронной коммерции конец года — это всегда всплеск продаж. Он позволяет компенсировать среднегодовые потери и простои в более низкие сезоны. В этот период стоит ожидать наплыва посетителей на сайт, и лучше к этому подготовиться

Самые важные даты четвертого квартала года для электронной коммерции — это уже привычные даты двух больших распродаж:

  • 29 ноября 2019 — «черная пятница»,
  • 2 декабря 2019 — «киберпонедельник».

Если к этим дням заранее не готовиться, то можно столкнуться с падением сайта, простоями и упустить хорошую возможность для заработка.

С чего начать

Начать стоит за два-три месяца, потому что проверить и подготовить нужно несколько подразделений и систем, проконтролировать часть особенно важных для этого периода бизнес-процессов.

Покупатели уже знают, что в этот период можно приобрести многие товары со значительными скидками. Они даже ждут и готовятся к этому. Как показывает практика, трафик в период распродаж может вырасти в три раза даже без использования агрессивного маркетинга.

У каждого онлайн-сервиса может быть своя «точка падения». Ее можно вычислить с помощью искусственного увеличения посетителей на сайте. Когда нагрузка таким способом масштабируется, появляются различные признаки, которые свидетельствуют о некорректной работе сайта: сначала увеличивается скорость загрузки страницы, затем сайт начинает тормозить, после чего время загрузки страниц оказывается в «красной зоне» и они перестают загружаться совсем.

Это даст представление о том, при какой нагрузке сайт «упадет». Эти узкие места и нужно немедленно устранять.

Подготовка к периоду скидок не ограничивается только сайтом. Важно дополнительно проверить и другие ИT-системы. Например, WMS (система управления складскими запасами) и call-центр.

Механика подготовки инфосистем выглядит так:

  • определить плановый показатель по увеличенному трафику в период акций и скидок;
  • оптимизировать скорость выдачи страниц пользователям;
  • рассчитать необходимый период работы при увеличенном трафике (этот пункт важен отделу маркетинга, который планирует запуск рекламных кампаний и их сроки);
  • после того как определите плановые показатели стабильности системы, нужно установить их текущие значения и настроить среду для нагрузочного тестирования.

Кто за это отвечает

После того как определен механизм, необходимо определиться, кто в команде будет отвечать за процесс подготовки к сезону скидок.

Для организации и проведения нагрузочного тестирования чаще всего требуется специализированный тестировщик — load tester. Но его смогут провести также разработчики при поддержке инфраструктурного подразделения, если у них был аналогичный опыт ранее.

Как бизнесу определиться, искать сотрудника в штат или воспользоваться услугами сторонней компании?

Целесообразно иметь специалиста, курирующего стабильность системы, внутри вашего ИT-подразделения, если: