РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Анжелика Горох

Как вывести бизнес на новый уровень с помощью помощника извне

Менеджмент Статьи РБК
Часто собственники полагают, что их бизнес можно вывести на новый уровень или из кризиса механически, «просто» внедрив инновации или перестроив системные процессы. Нередко для проведения реформ приглашают опытных людей со стороны, которые «помогут»

За 20 лет работы в разных отраслях и на разных позициях, в том числе в консалтинговых проектах, я видела ситуации, когда реформы в компании были запущены, но остановлены после первых неудач.

«Механической» перестройки никогда не бывает достаточно. К настоящим прорывам приводят изменения не только в структуре, составе и количестве сотрудников, но в культуре компании, качестве и методах работы. Иными словами, зачастую нужно менять образ мышления владельца, потому что именно он определяет уровень развития компании.

Обычно бизнес прекращает существование, когда его собственник останавливается в своем развитии.

В чем роль лидера

Владелец — это тот человек, который должен формировать видение своего бизнеса, давать понять всем, кто на него работает, куда должна прийти компания через три-пять лет, для выполнения каких задач он готовит людей. Иными словами, это роль лидера: предельно четко указывать направление изменений, быть убедительным, честным, мотивировать людей.

В России не так много примеров успешной передачи бизнеса в управление. В восьми из десяти случаев собственники выполняют и роль лидера, и роль менеджера одновременно, продолжая вручную управлять своими компаниями. Но роль менеджера совсем в другом: обеспечить выполнение плана, организовать контроль и решать возникающие проблемы.

Передача роли лидера в чужие руки в сложный период реформ — неразумная и даже опасная затея. Поиск подходящего менеджера — выполнимая задача. Главное, не перепутать и не перекладывать ответственность за реформы на партнеров, наемных сотрудников или приглашенных менторов. Они могут быть лишь проводниками стратегии изменений, которая должна исходить от лидера.

Чтобы не потерять свой бизнес и не бояться перемен, собственникам стоит больше учиться, поднимать свой уровень мышления на новый уровень.

Можно пойти по пути системного образования. Но сработает это не для всех, так как потреблять информацию и воспроизводить ее — два разных навыка. Я знаю владельцев компании, которые получили MBA, гордятся этим, но внедрить изменения в бизнесе не отважились.

Любые реформы всегда порождают новые проблемы. И если решать их старыми методами, то они быстро затухают. Я встречала предпринимателей, которые отлично разбираются в теории, но в собственном бизнесе отчаялись найти выход из сложной ситуации.

На изменение мышления могут уйти годы. В ситуации, когда нужно быстро выработать новую стратегию, взглянуть на бизнес со стороны, понять цель изменений (в том числе нанять приемлемого для этого генерального директора) и не потерять роль лидера, может помочь наставник (ментор) извне.

Пришел и провалил

Небольшая компания с хорошим опытом работы на своем рынке в кризисный момент пригласила на место генерального директора человека из крупного бизнеса. Собственник понимал, что изменения нужны, поскольку предстояла работа по двум новым крупным контрактам. Чтобы не сорвать сроки поставки и не оказаться в списке неблагонадежных поставщиков, требовались и дополнительные человеческие ресурсы, и систематизация управления, и автоматизация бизнес-процессов.

У собственника не было ясной стратегии изменений. Только серьезные опасения, что компания, которую он создал и которой управлял последние 15 лет, не справится с новыми задачами. Поэтому, рассудив, что человек из крупной компании с хорошим системным опытом сможет реформировать бизнес и вывести его на новый уровень, он положился на свою интуицию и рекомендации.