Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
Pro
при поддержке
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно

Букеты без перерыва на обед: как устроен цветочный онлайн-рынок России

Ретейл Цветы Интернет-торговля Статьи РБК
Артур Биктимиров, директор сервиса доставки цветов Flora Express, и Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор CloudPayments, рассказывают об особенностях, потребностях и перспективах онлайн-торговли цветами в России
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Работать даже в сиесту

Цветочные рынки в России (и в Москве в частности) и Европе — очень разные. Главное отличие — в сервисе. Кому-то покажется удивительным, но зарубежный проигрывает отечественному. Хромает и оформление (клиенты получают заказы, которые не очень, а то и совсем не похожи на картинки с сайта), и доставка: букеты привозят, когда удобно сервису, а не клиенту. Иногда — только на следующий день после оформления заказа. Эти выводы мы сделали, когда искали партнеров за границей (мы постоянно мониторим ситуацию на разных рынках, так как заинтересованы в новых контактах). Так что одно только наличие свежих и разнообразных цветов — ничто без оперативной и качественной доставки.

Поскольку основная часть клиентов у нас русскоговорящие (39% приходится на Москву и область, 37% — на российские города, 14% — на страны СНГ и 10% — на заграницу), обратную связь мы иногда получаем быстрее, чем успеваем провести контроль качества. Соотечественники, настоящие и бывшие, не держат в себе возмущений: если что-то не так, то тут же пишут претензии или звонят на горячую линию. Это помогает держать сервис на уровне, в том числе за рубежом. В Испании, например, удалось выстроить работу так, что партнеры могут работать даже в сиесту, а доставку осуществляют в течение трех-четырех часов — для них это очень оперативно.

Согласно расчетам маркетингового агентства Discovery Research Group, объем рынка свежесрезанных цветов в России в 2017 году составил в натуральном выражении 1,66 млрд штук, это на 46% больше по сравнению с 2016 годом. Объем производства российских свежесрезанных цветов в 2017 году тоже показал рост и составил 300 млн штук, что на 16,12% выше показателей 2016 года.

Согласно данным BusinesStat, за 2014–2018 годы импорт срезанных цветов вырос на 3,3% — с 1,34 млрд до 1,38 млрд штук. Основным поставщиком срезанных цветов на российский рынок в 2018 году стала Белоруссия, ее доля — 49,5%. Но это, конечно, по большей части реэкспорт. Второе и третье места по объему импорта заняли Эквадор и Италия с показателями 15,5 и 9,2% соответственно.

По расчетам BusinesStat, бессменный лидер импорта срезанных цветов на российский рынок — розы. Их доля в продажах 2018 года — 59,8%. Второе место у хризантем — 18,9%, третье — у гвоздик, 13,5%. Доля лилий не достигла и 1%, а орхидей — всего 0,3%. На импорт прочих цветов приходится 6,7%.

Эксперты Discovery Research Group уверены, что развитие рынка свежесрезанных цветов в России связано и с тем, что неуклонно растут продажи через интернет. И в 2019 году эта тенденция продолжается. Создать красивый флористический сайт сейчас несложно, и их все больше. Тренд последних лет — рост числа сайтов, которые предлагают доставку в определенном городе. Как правило, цены на них немного ниже, чем у маркетплейсов или агрегаторов.

В Москве все есть

Ни в одном другом городе России, кроме Москвы, не дарят букеты стоимостью 30 тыс. руб., чтобы пригласить на первое свидание. Обычно такие клиенты связываются с нами в мессенджерах, присылают даже ссылки на Instagram девушек, которых хотят очаровать. После доставки мы обычно созваниваемся с такими заказчиками, чтобы узнать, понравился ли букет. Несколько раз сумма повторного букета (уже на само свидание) достигала 50 тыс. руб.

РБК Pro — это уже не новости!

Зарегистрируйтесь, чтобы дочитать материал и получить полный доступ к гиду по отраслевой информации «РБК Pro»:

  • Контент от авторитетных экспертов из разных отраслей
  • Фильтры по отраслям, бизнес-функциям и источникам
  • Никакой рекламы
Стратегический партнёр
РБК помогает бизнесу информацией, ВТБ — делом.
Подробности на delo.vtb.ru