Маршалл Голдсмит — РБК: «Подлизами считают тех, кто не умеет льстить»
Кто такой Маршалл Голдсмит
Один из самых известных бизнес-консультантов планеты. В 2011 году жюри рейтинга Thinkers50, которое оценивает бизнес-мыслителей, назвало Голдсмита самым влиятельным коучем мира при работе с директорами компаний. На протяжении многих лет он занимался личностным развитием топ-менеджеров: в списке его клиентов — экс-президент Всемирного банка Джим Ён Ким и CEO компаний Ford, Walmart, Pfizer, GlaxoSmithKline, Mayo Clinic и др.
— Вы работаете с топ-менеджментом корпораций на протяжении десятилетий. Как изменились сами лидеры за последние 10–15 лет?
— Вы имеете в виду, лучше ли нынешние, чем те, которые были раньше? Многие думают, что нынешние хуже. На мой взгляд, в целом по всему миру, я не говорю конкретно о России, уровень управленцев сейчас выше, чем когда-либо. Они стали намного более восприимчивы к потребностям сотрудников и в большинстве случаев лучше руководят своими компаниями.
Но сотрудники критикуют менеджмент сильнее, чем раньше. Почему? Парадокс: потому что работники теперь свободны, они могут выражать свое мнение, а раньше не могли. Особенно легко поливать лидеров компаний негативом в интернете, где все анонимны. Кроме того, общий уровень жизни вырос, и у сотрудников теперь совершенно другие ожидания от своей работы. Поэтому критики в адрес менеджмента много, но сам менеджмент хуже не стал. Просто у людей нет чувства истории. Спроси у среднего обывателя, когда лучше жилось — сейчас или сто лет назад? Он ответит, что сто лет назад. Но ведь в прошлом 95% людей в мире были прислугой, крепостными или даже рабами. С вами могли сделать все что угодно. Сейчас дела обстоят гораздо лучше: нищета в мире, например, достигла самых низких значений за всю историю. Большинство людей не думают об этом.
— Видел немало исследований, где говорится, что эффективность менеджеров в среднем невысока. Чем объясняется такая ситуация?
— В том, что менеджеры во многих компаниях не знают, как эффективно управлять сотрудниками, нет ничего удивительного. Так часто бывает, если сотрудники получают повышение до менеджера благодаря своим специальным знаниям, технической экспертизе. Человек может быть хорошим инженером, ученым, врачом, но оказавшись в кресле менеджера, он губит работу, поскольку не умеет обращаться с людьми. Вот почему менеджменту надо обучать специально. В целом компаниям, которые учат сотрудников правильно взаимодействовать друг с другом, удается развить в работниках менеджерские навыки еще до того, как они будут назначены менеджерами. Вот здесь и кроется тонкое место.