РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Александр Шуркаев

Какие бизнес-модели наиболее успешны в интернет-торговле

Ретейл Интернет-торговля Статьи Nielsen
За год в российскую электронную коммерцию иностранные и отечественные компании инвестировали около $750 млн. Бóльшую часть этих денег потратили на создание крупных маркетплейсов. Эксперт Nielsen рассказал, в чем преимущества такой бизнес-модели

Тренды электронной коммерции

В последние годы можно выделить два основных тренда, которые влияют на всю отрасль онлайн-торговли в России.

1. Сделки M&A

  • «Эльдорадо», «М.Видео» и Media Markt объединились под эгидой группы «Сафмар» Михаила Гуцериева,
  • «Связной» и «Евросеть»слились в крупнейшую в мире розничную сеть в сегменте высоких технологий,
  • Mail.Ru Group, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций объединились с китайским интернет-гигантом Alibaba Group,
  • «Яндекс.Маркет» образовал со Сбербанком совместное предприятие в сфере электронной торговли.

2. Переход к модели маркетплейсов

  • «М.Видео» запустила маркетплейс Goods,
  • Mail.Ru Group открыла площадку Pandao,
  • «Эвотор» презентовал платформу для оптовых закупок продуктов «на_полке»,
  • совместное предприятие «Яндекса» и Сбербанка открыло сразу два маркетплейса — «Беру!» и Bringly,
  • «Детский мир» планирует расширяться за счет товаров внешних продавцов по модели маркетплейса,
  • свои площадки появляются у компаний, которые далеки от классического ретейла: например, металлургическая «Северсталь» планирует запустить маркетплейс по подбору стройматериалов для жилищного строительства.

Бизнес-модели e-commerce

Многочисленные онлайн-сервисы обмена и торговли товарами и услугами принято делить на три категории.

b2b — «бизнес для бизнеса», позволяет посредникам закупать товар для дальнейшей реализации. Самый известный пример — гигантский маркетплейс для оптовиков Alibaba, в России по такому принципу работают площадки Allbiz и TIU.
с2с — «пользователи для пользователей». В России такие площадки начались с многочисленных «досок объявлений», сейчас самые крупные — Avito и «Юла».
b2с — «бизнес для потребителя», розничный покупатель может купить товар у компании производителя или посредника. По такой модели работают Amazon и AliЕxpress, классические представители в России — «Беру!» и Ozon. Это самая распространенная и стабильная модель бизнеса, которая показывает наибольшую прибыль и непрерывное развитие.