Материал раздела Основной

Опционы: как составить «красивый» договор с контрагентом

Уже четыре года компании могут использовать в своей работе опционы и опционные договоры. При этом еще далеко не все знакомы с их возможностями. Кому и зачем это нужно, рассказала Дарья Борисова, партнер юридического бюро «Григорьев и партнеры»
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

С 2015 года в гражданском обороте появились две новые договорные конструкции — опцион на заключение договора (ст. 429.2 ГК) и опционный договор (ст. 429.3 ГК), они, по сути, заимствованы из английского права. Эти инструменты позволяют выстраивать действительно «красивые» и гибкие сделки не только между акционерами и инвесторами, но даже между контрагентами по договорам поставки.

Опцион на заключение договора — когда одна сторона предоставляет другой право (безотзывную оферту) заключить в течение некоторого времени (по умолчанию — года) определенный договор (путем акцепта оферты). Если иное не предусмотрено соглашением, вторая сторона за опцион должна заплатить, причем эта плата не входит в цену самой сделки и не возвращается, если сделка не состоится.

Опционный договор — соглашение, по которому одна сторона вправе при наступлении определенных условий потребовать от другой стороны совершения определенных действий. Например, выплатить деньги, передать или принять имущество. Если в указанный договором срок требование не будет заявлено, действие договора прекращается. При этом опционным договором может быть предусмотрено, что требование по нему считается заявленным при наступлении определенных обстоятельств.

Как к этому пришли

Раньше в России было два распространенных правовых инструмента, которые позволяли прописать обязательства сторон в будущем — предварительный и рамочный договоры. Но такие виды контрактов сложны и тяжелы с процессуальной точки зрения. Чтобы обязать вторую сторону по ним что-то сделать, надо идти в суд и подавать, к примеру, иск — «обязать ту сторону заключить со мной договор». Автоматизмом это назвать сложно. А рамочный договор вообще не предусматривает конкретизацию каких-то условий и сроков. Соответственно, между контрагентами обязательно начинаются новые переговоры, торг и т.д.