Материал раздела Основной

Дхармагеддон: как настоятель Шаолиня превратил монастырь в бизнес-империю

Осознав, что законы не запрещают им зарабатывать деньги, буддистские общины Китая начали регистрировать торговые марки и даже выходить на IPO. И добились впечатляющих финансовых результатов
Ши Юнсинь
Ши Юнсинь (Фото: Claro Cortes IV / Reuters)

В январе 2013 года Центральное китайское телевидение выпустило репортаж о новом храме бога Цайшэня, который был возведен близ горы Утайшань — одного из центров китайского буддизма. Репортаж вызвал широчайший резонанс. Цайшэнь — это божество, которое, согласно народным верованиям, приносит богатство, оно особенно почитаемо среди торговцев. Однако инспекторы Госуправления по делам религий не испугались гнева высших сил и перенесли его статую из храма-новодела на склад, подальше от глаз паломников.

По мнению местных обозревателей, борьба с божеством стала одним из символов крупномасштабной кампании по упорядочиванию предпринимательской деятельности традиционных буддистских общин. Ее кульминацией, которую аналитики связывают с масштабной антикоррупционной кампанией, инициированной администрацией председателя КНР Си Цзиньпина, стала публикация осенью 2017 года совместного коммюнике 12 высших государственных и партийных органов — от Министерства финансов до отдела пропаганды Компартии Китая. В нем строго осуждалась коммерческая деятельность буддийских общин, использующих верующих и туристов для избыточного, по мнению мирских властей, извлечения прибыли.

Финансовому успеху многих монастырей и в первую очередь, знаменитого Шаолиня предшествовали блестящие бизнес-истории: их настоятели показали себя способными управленцами, сумевшими поставить под свой контроль денежные потоки, возникшие благодаря историческим «брендам».