РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Аутбрейнинг: как нанять на работу лучших и при этом сэкономить

HR Статьи
Как компания может сэкономить до 70% бюджета на персонал и аренду офиса с помощью концепции аутбрейнинга, рассказывает Александр Талакин, старший партнер и исполнительный директор Xbrainer (Strategy Partners)
Фото:Евгений Павленко / "Коммерсантъ"
Фото: Евгений Павленко / "Коммерсантъ"

Сегодня дистанционная занятость вышла за рамки специфических требований, с которыми приходят устраиваться на работу миллениалы. Для 40% работающих американцев удаленная занятость или использование мобильных средств стали естественным образом жизни, а для бизнеса — возможностью пересмотреть традиционное представление об офисе как единственном варианте рабочей среды. Если десять лет назад цифровой офис казался недостижимой мечтой для специалистов и неэффективным форматом для бизнеса, сегодня преимущества для компаний и сотрудников очевидны и могут быть выражены в цифрах.

Ключевым драйвером перехода к цифровому офису стало формирование концепции аутбрейнинга. Термин произошел от английского глагола to outbrain. Наиболее точный вариант перевода — «превзойти в умственных способностях», однако в контексте бизнес-процессов значение термина гораздо шире.

Аутбрейнинг подразумевает, что любой специалист независимо от места нахождения может предложить компании свои услуги, поскольку критериями его востребованности выступают только знания, опыт, способность решать поставленные задачи и возможность быть онлайн. Отдавая приоритет опыту и знаниям, а не географической доступности сотрудников, компании наращивают свой интеллектуальный потенциал, превосходя конкурентов по этому важному критерию.

История концепции

Концепцию аутбрейнинга впервые реализовала на практике австралийская компания Servcorp в 1980 году. В течение следующего десятилетия популярность концепции постепенно росла. Чтобы интегрировать аутбрейнинг в свои процессы, бизнесу пришлось пересмотреть подход к оценке эффективности, ставя во главу угла результат, а не время, проведенное сотрудниками в офисе.

Возможность реализовать концепцию в полной мере представилась в 1990-е годы, с развитием цифровых технологий коммуникации и снижением их стоимости для компаний в пересчете на час рабочего времени специалиста.

Сегодня общая доля удаленных работников в странах Евросоюза составляет уже 17%, а в США, Японии, Финляндии, Швеции по отдельным отраслям доходит до 40–60%. В России эта цифра пока значительно скромнее, всего 5–6%.

Преимущества аутбрейнинга для бизнеса

По данным Forbes, работодатели в США теряют до $1,8 трлн в год из-за снижения производительности. Главный источник потерь продуктивности в офисе — отвлекающие факторы, начиная от разговоров у кулера до продолжительных поездок на работу.

Немаловажную роль в снижении финансовой эффективности играет ежегодный рост уровня оплаты труда, арендных ставок и эксплуатационных расходов, а также стоимости найма, обучения и удержания талантов. По нашим оценкам, внедрение аутбрейнинга позволяет компаниям сокращать расходы на персонал и физический офис до 70% в год.

Какой эффект дает аутбрейнинг

  • снижение расходов на Фонд оплаты труда (разница в уровне оплаты труда в различных регионах России достигает 70%);
  • снижение затрат на аренду и обслуживание офисов;
  • увеличение потока кандидатов, снижение стоимости их найма и обучения;
  • оптимизация процессов найма, развития и удержания сотрудников;
  • увеличение производительности работы и скорости решения задач за счет гибкого графика работы удаленных команд, возможность обеспечить функционирование департаментов практически в графике 24/7 не только без роста, но и с сокращением расходов;
  • возможность обслуживания клиентов 24/7, что в итоге ведет к повышению их лояльности.

Преимущества аутбрейнинга для сотрудников

Согласно отчету компании Workfront, которая занимается разработкой программного обеспечения по производительности труда, 65% сотрудников, работающих полный день, считают, что аутбрейнинг положительно скажется на эффективности их работы. Работа вне офиса снижает влияние традиционных отвлекающих факторов — посторонних разговоров, шума от телефонных звонков и других. Работая вне офиса, сотрудник получает возможность больше времени отдавать процессу и одновременно может более гибко использовать личное время. Это приводит к улучшению физического и психологического здоровья сотрудников, что в свою очередь также положительно сказывается на продуктивности.

В отчете, опубликованном Королевским обществом здравоохранения Великобритании, утверждается, что 55% сотрудников испытывают стресс от ежедневных поездок на работу. Тот же фактор влияет на снижение культуры питания и, как следствие, на состояние здоровья. Результаты исследовании PGi 2014 года говорят о том, что 80% сотрудников заявляют об улучшении психологического здоровья при переходе на дистанционную форму занятости, 82% говорят о снижении стресса и 69% — о сокращении времени, проведенного на больничном.