РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Светлана Зубова

Когда цель трогает всех: как изменить корпоративную культуру

HR Инструкции Mamsy
Согласно данным опроса NBER (бюро экономических исследований в США), девять из десяти CEO и CFO считают, что улучшение корпоративной культуры увеличит стоимость их компании. Ниже — простая инструкция, которая поможет улучшить корпоративную культуру

Корпоративная культура есть в каждом коллективе независимо от того, описана на бумаге или нет. Она влияет на качество коммуникаций, психологический климат в коллективе и в итоге на эффективность работы — скорость и стоимость процессов, лояльность и инициативность сотрудников. Как улучшить корпоративную культуру?

Шаг № 1. Определите, зачем менять корпоративную культуру

Когда в компании наступают времена существенных изменений или начинаются проблемы в коллективе, необходимо уделить внимание корпоративной культуре. Она требует особого внимания

  • в стадии активного роста бизнеса,
  • в случае серьезных изменений в структуре компании — оптимизации процессов, слияния или поглощения, резкого расширения или сокращения штата,
  • при необходимости значительного увеличения прибыли или сокращения расходов,
  • при наличии проблем в коллективе — открытых или скрытых конфликтов, высокой текучести персонала, воровстве, долгой реализации проектов,
  • при отсутствии инициативности.

Во всех этих ситуациях сотрудники испытывают стресс из-за нововведений, изменения атмосферы или темпа работы. Поэтому, чтобы реализовать цели бизнеса, нужно позаботиться о корпоративной культуре.

Шаг № 2. Оцените текущее положение дел

Самый простой и дешевый способ — это наблюдение за сотрудниками и общение с ними. HR-специалист должен проследить:

  1. Как сотрудники общаются между собой на общих встречах и в неформальной атмосфере.
  2. Принято ли подойти к коллеге, чтобы обсудить рабочие вопросы, или вся коммуникация происходит только по почте.
  3. Насколько сотрудники готовы поддержать коллег в рабочих процессах и вне офиса.

Сообщите коллективу о необходимости срочно закончить какой-то проект или что нужно заменить коллегу либо подготовиться к корпоративу, и вы сразу увидите уровень вовлеченности, инициативности и коммуникаций.

Более комплексный и трудозатратный, но недорогой способ — организовать опрос «360 градусов» (например, в Google-формах). Самое главное здесь — составить правильные вопросы и варианты ответов, проконтролировать, что все прошли опрос, и обработать результат. Итог будет в удобной таблице, где вы быстро сможете увидеть, какие проблемы есть в компании.

Примеры вопросов для опроса «360 градусов»

  1. Какова основная цель вашей работы?
  2. Комфортно ли вам общаться со своим руководителем?
  3. Получаете ли вы обратную связь?
  4. Появлялись ли у вас идеи об улучшении процесса работы в течение последних шести месяцев, озвучивали ли вы их руководителю?

В зависимости от задач это вопросы о показателях компании, ценностях и клиентах, о коллегах, об уровне инновационности.

Еще более сложный и дорогой вариант с более глубокими и точными выводами — провести фокус-группы на основе тех же вопросов, чтобы люди обсуждали их в формате «хотели бы мы обратную связь от руководителей или оценивать своих коллег».

Когда мы проводили фокус-группы, привлекали профессиональное агентство. Занятия проходили в специальном помещении с зеркальной стеной, руководители сидели за стеклом, наблюдали и делали выводы. На фокус-группах важно выяснить, чем сотрудники недовольны или что им не понятно, в общем — все, что может помешать эффективности работы. Потом нужно понять, насколько проблемы отдельных сотрудников присущи коллективу в целом.

Привлекать профессионалов обычно дорого, но они сделают процесс быстрым и качественным. Не нужно забывать, что компанию они не знают, поэтому руководителям необходимо будет активно участвовать в процессе. Если ситуация не экстренная, лучше начать с дешевых способов, а уже потом подключать специалистов.