Поворотный момент
Эмбарго серьезно повлияло на российское сельское хозяйство, структуру потребления молочной продукции и рынок в целом. Сегодня экономический эффект от искусственного ограничения импорта почти исчерпан, внутренняя конкуренция растет, и выигрывают те производители, которые делают ставку на эффективность и технологичность производства.
Как обстояли дела до санкций
До 2014 года, когда было введено ограничение на ввоз из основных стран — поставщиков молочной продукции, российские сыры и сливочное масло были неконкурентоспособными: цены на молоко в ЕС были ниже, чем в России, а косвенная господдержка — выше. Тогда импортная продукция занимала серьезную долю рынка: в категории масла — 33%, сыра — 53%. В 2013 году общий объем поставок из-за рубежа составил около 5,5 млн т. Для сравнения: если не считать ввоз из Белоруссии, сегодня Россия импортирует около 1,1 млн т молочных продуктов.
Производство готовой молочной продукции в России было слабо консолидировано. К тому времени треть рынка уже много лет была поделена между Danone Group и «Вимм-Билль-Данном» (PepsiCo), серьезные позиции имела финская компания Valio, в топ-10 производителей входили несколько российских игроков, такие как «Молвест» и «Милком». Основную долю рынка занимали небольшие региональные заводы, почти половина не была модернизирована и все еще выпускала классическую молочную продукцию на устаревшем оборудовании и в дешевых упаковках.