Герман Шеховцев

Принцип дворовой команды — в прошлом: как навести порядок в компании

HR Инструкции Althaus Group
Время, когда компании могли эффективно работать по принципу дворовых футбольных команд «куда мячик, туда и пацаны», закончилось. Законы эффективности изменились. Собственники, которые этого не понимают, рискуют увязнуть в текучке и утопить компании
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Методы оценки эффективности

Для управленца-практика актуальны два показателя: затраты и прибыль. Фактически эффективным будет производство, которое, потратив минимум, получит максимум. Все остальное стоит оставить теоретикам — они отлично считают коэффициенты, в конце концов подтверждающие формулу «минимум затрат = максимум прибыли» (справедливости ради надо отметить, что использование разнообразных формул и коэффициентов очень полезно для сравнения деятельности компаний в различных условиях хозяйствования: разные системы налогообложения, разные отрасли и пр.).

Эффективное управление компанией складывается из идеально синхронизированного эффективного управления главными процессами деятельности предприятия: финансы, закупки, производство, сбыт, персонал, маркетинг.

Критерии оценки эффективности отдельных функций всегда привязываются к единой цели предприятия. Все очень просто: есть главная цель, для ее достижения определяются цели каждой функции. Устанавливаются сроки достижения этих целей, в контрольных точках выполняются проверки.

Работая над достижением целей, руководителям и участникам процесса важно синхронизировать действия и периодически проверять, не надо ли что-то изменить в целеполагании или способах измерения.

Как эффективность понимают в России

Понятнее и правильнее всего определять эффективность показателем динамики роста прибыли. Можно говорить об отложенном росте, связанном с особенностями инвестиционного цикла, с этапом конкурентной борьбы, но в понятной перспективе рост должен быть, притом выше, чем у конкурентов.

Россия в связи с этим уже ничем не отличается от других стран, за исключением удивительных случаев, когда собственники уже далеко не маленьких компаний все еще меряют свой успех суммами, приходящими на счет.