Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Стартапы и строители: когда инвесторы придут в российский PropTech Недвижимость, 24 авг, 15:03 Битва кетчупов: как новички выдавливают с рынка старожилов — Bloomberg Потребительские товары, 23 авг, 17:36 Денис Косенков: онлайн-торговлю лекарствами и алкоголем надо легализовать Интернет-торговля, 23 авг, 17:05 Биохакинг: люди становятся ближе к роботам. Дайджест иностранных СМИ Медицина, 23 авг, 16:28 Дайте только часть правды: как не допустить саботажа в компании Менеджмент, 23 авг, 16:00 Кейс «Обуви России» по запуску пунктов выдачи сторонних онлайн-заказов Интернет-торговля, 23 авг, 15:31 Что ждет российский рынок заменителей грудного молока Потребительские товары, 23 авг, 15:08 Команде нужна «химия»: почему мы отказались от сотрудников на удаленке HR, 23 авг, 14:36 В Азию — со своим бизнесом: почему западные подходы там не работают Интернет-торговля, 23 авг, 13:47 Власть холакратов: нужны ли начальники в современной компании Менеджмент, 23 авг, 13:10 Четыре способа предсказать скорую рецессию Финансы, 23 авг, 12:08 Почему растет популярность сервисов для знакомств IT, 23 авг, 10:00 Выгодная благотворительность: зачем компаниям нужны необычные управленцы Маркетинг, 23 авг, 09:58 Смотрите у меня! Как медиамагнаты ввязываются в бой с Netflix — Bloomberg IT, 23 авг, 09:14
 
0 
Путешествия во времени: какие ноу-хау полностью преобразят туротрасль
Услуги
Дмитрий Витчинка — операционный директор сервиса по планированию путешествий Movista — о трендах цифровизации travel-индустрии и ее будущем
Фото: Сергей Ермохин / ТАСС

Digital стремительно меняет традиционный мир: автоматизация и технологии внедрились практически в каждую рыночную нишу, и отрасль туризма не стала исключением. Градус цифровизации все время повышается, есть основания полагать, что через пять лет индустрия станет неузнаваемой.

Согласно прогнозам Всемирной туристской организации до 2025 года, цифровизация спровоцирует в отраслях туризма, путешествий и авиации следующие изменения:

  • рост доходов примерно на $300 млрд;
  • перераспределение прибыли: около $100 млрд «мигрируют» от традиционных игроков к новым, более технологичным;
  • на рынке труда, связанном с туризмом, часть рабочих позиций будет заменена на новые. Вероятно, это будут специалисты с гибридными навыками и цифровыми компетенциями.

Сервисы на основе big data и искусственного интеллекта позволяют оптимизировать и в конечном итоге удешевить туристические услуги для потребителей. Однако цифровизация влияет не только на финансовые показатели, она меняет подходы к безопасности и занятости, защите культурного наследия и сохранению экологического баланса.

Можно условно выделить два уровня влияния технологий на туристическую отрасль: глобальный — в масштабах стран и рыночный — у отдельных игроков.

Big data и AI в государственных программах туризма

Государство (в лице министерств по туризму и других структур) всегда немного отстает от рынка, потому что системное внедрение передовых технологий в туристическую инфраструктуру в масштабах страны требует несравнимо больших ресурсов, чем внедрение их в отдельный бизнес, а также политической воли.

Но не тогда, когда речь идет о Японии. Поставив перед собой амбициозную цель увеличить ежегодный поток туристов до 40 млн человек к 2020 году (сегодня их 30 млн) и до 60 млн в год к 2030 году, государство последовательно внедряет технологии для достижения этого результата.

Один из подрядчиков государственной программы увеличения турпотока — Fujitsu — реализует проект по созданию персональных маршрутов для каждого гостя из-за рубежа. На основании сведений о возрасте и цели посещения страны, количественном составе семьи (группы путешественников) и предыдущем опыте поездок в Японию искусственный интеллект выдает персональные рекомендации, включающие программу посещения достопримечательностей и контакты подходящих гидов. Цель проекта — не просто создание лучшего сервиса, но и типизация входящего потока туристов, создание математической модели, которая в будущем ляжет в основу государственного планирования в сфере туризма.

Кроме этого страна ставит на технологии и в подготовке к Олимпийским играм 2020 года. По данным Токийского столичного правительства, за три года перед соревнованиями инвестиции в цифровую инфраструктуру достигнут $51,4 млрд.

Что готовят для туристов организаторы Олимпиады в Токио

  • Организаторы Игр уже внедрили функцию распознавания лиц при аутентификации атлетов и персонала. Технология, которая «узнает» человека всего за 0,3 секунды, будет впервые использована на Олимпийских играх, но в дальнейшем она вполне может стать реальностью повседневной жизни туриста.
  • Исследовательский центр Шандуньского университета в презентации для Всемирной туристской организации показал, что с помощью big data, функции распознавания лица и сканирования отпечатка пальца можно будет автоматизировать процесс «чекина» при посещении достопримечательностей.
  • Гости Олимпийских игр из разных стран впервые в истории смогут общаться без переводчика. Японский ИТ-гигант Panasonic разрабатывает смарт-устройство, которое обеспечит звуковой перевод в режиме реального времени.
  • Помимо этого токийские власти намерены организовать трансферы к стадионам с помощью автономных транспортных средств, а к 2022 году запустить их в коммерческую эксплуатацию. Робототехническая компания ZMP уже начала испытывать сервис автономного такси в Токио.

Внедрение технологий в туристическую отрасль на государственном уровне имеет огромное значение для ее развития в целом. Шандуньский университет представил исследование, посвященное созданию «умных» локаций с помощью big data.

Сбор и анализ больших данных позволит оптимизировать процесс посещения достопримечательностей:

  • предсказывать наплывы туристов;
  • распределять очереди или управлять транспортными потоками (например, предоставляя дополнительные автобусы).

Всемирная туристская организация утверждает, что на основании этой технологии можно не только прогнозировать картину перемещения туристов по стране, но и оценивать возможный экологический вред, нанесенный путешественниками и индустрией в целом.

Tech-тренды развитых туристических рынков

Цифровизация успела глубоко проникнуть в туристический сервис. Сложилось несколько устойчивых векторов внедрения технологий.

1. Персонализация на основе искусственного интеллекта

Индивидуальный подход — это уже несколько лет обязательная составляющая при подборе услуг для путешественников. Статистика Google говорит о том, что при отсутствии персонализации 88% пользователей поменяют туристическую компанию или сервис бронирования.

  • Сегодня применение AI-алгоритмов в чат-ботах для клиентской поддержки и при выборе билетов становится практически повсеместным. При этом используются наиболее релевантные для пользователя каналы. Голландский перевозчик KLM, например, отправляет пассажирам информацию о рейсе и посадочные талоны через Facebook Messenger, WeChat, Viber и другие мессенджеры. Таким же образом действуют Hipmunk, Expedia, Skyscanner, Cheapflights.
Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ