РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как пять лет продэмбарго изменили рынок недвижимости

Недвижимость Ретейл Продуктовый ретейл Статьи РБК
Запрет на импорт многих продуктов питания (мяса, молока, морепродуктов) из ЕС, США и еще нескольких стран действует уже пять лет. «РБК Недвижимость» рассказывает, как продовольственное эмбарго изменило рынок торговой и жилой недвижимости
Фото:Антон Новодережкин / ТАСС
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Гипермаркеты уходят быстрее

Продуктовое эмбарго усилило тенденции, которые уже успели сложиться в современном российском ретейле, уверен руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield Денис Соколов. Например, формат гипермаркета во всем мире теряет привлекательность и уступает место магазинам у дома и точкам общественного питания. Продовольственное эмбарго заметно ускорило этот процесс в России.

«Импортные продукты по обороту занимали около 10–15% всей выручки ретейлеров, но они давали не менее 40–45% ассортимента. Именно поэтому после введения эмбарго количество продаваемых продуктов не сильно упало, но резко сократился ассортимент. Современный гипермаркет — это примерно 30–40 тыс. разных единиц товаров, супермаркет — около 10–20 тыс. Гипермаркетам стало нечем наполнять полки, как формат они потеряли смысл и превратились в супермаркеты. Супермаркеты превратились в дискаунтеры, все форматы сделали шаг назад», — рассуждает Соколов.

Гастромаркетов и магазинов здорового питания становится больше

С введением эмбарго зарубежные конкуренты сельскохозяйственных производителей ушли с рынка, а господдержка усилилась. За счет этого выросло производство: например, в январе—ноябре 2015 года рост составил 2,9%, хотя ВВП за тот же период снизился на 3,8%.