РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Куда едет и почему тормозит рынок автобезопасности в России

Автопром и дилеры Прогнозы РБК
Годовой оборот рынка автомобильной безопасности в России составляет около 15 млрд руб. Семен Фокин, вице-президент ГК «Цезарь Сателлит», рассказывает, что сдерживает рост этого рынка и какие технологии определят его будущее
Фото:Владимир Саяпин / ТАСС
Фото: Владимир Саяпин / ТАСС

Несмотря на то что правоохранители ежегодно фиксируют падение количества угонов в России, оно все равно остается высоким: по данным аналитического «Автостат», в 2018 году автолюбители лишились 27 тыс. машин. Это на 22% меньше, чем в 2017 году. Однако улучшение полицейской статистики связано не столько со снижением уровня преступности, сколько с падением продаж автомобилей, выпущенных после 2014 года и уменьшением парка новых авто, которые интересны угонщикам. Тем временем риски угона подержанных машин не снижаются, а даже растут с постоянным совершенствованием рынка безопасности автомобилей.

Сдерживающие факторы

Сейчас на российском рынке систем безопасности порядка десяти производителей, каждый из которых имеет узкую специализацию: охранное оборудование, системы видеонаблюдения, телематические устройства.

Автобезопасность занимает около 15% рынка безопасности в целом. Годовой оборот рынка составляет около 15 млрд руб. и продолжает расти. Но есть факторы, которые мешают этому росту.

1. Низкая осведомленность потребителей

Первая и самая важная проблема — низкая осведомленность потребителей. Большинство автовладельцев понимают под системой охраны иммобилайзер (электронное противоугонное устройство, функция которого — препятствовать запуску двигателя и передвижению на автомобиле при попытке угона, и звуковую сигнализацию). Но технологии шагнули далеко вперед: датчики открытия/закрытия дверей, удара, функция прогрева, связь через мобильное приложение — перестали быть новшествами.

Полноценная система безопасности — это целый комплекс, который по аналогии с «умным» домом можно назвать «умным» автомобилем. Он позволяет владельцу видеть все данные об автомобиле на экране смартфона и дистанционно управлять им: включать и выключать двигатель, находить на парковке, следить за аккуратностью и экономичностью вождения.

2. Особенности установки оборудования

Второй нюанс связан с установкой оборудования. Компания, которая ей занимается, должна иметь не только сервисную станцию и штат компетентных сотрудников, но и получить одобрение от производителя автомобиля — в противном случае владелец может лишиться гарантии.

3. Кибербезопасность

Для некоторых компаний также все еще актуален вопрос кибербезопасности. Параллельно с развитием противоугонных систем растут и возможности злоумышленников. Возникают вопросы, можно ли взломать систему безопасности автомобиля, реально ли получить контроль над ним.

Негативный опыт потребителей также может отрицательно влиять спрос на услуги автозащиты, а следовательно, и на развитие отрасли в целом.

4. Дефицит ИТ-специалистов

Если в 2000-х крупной компании достаточно было разработать сайт, то с появлением смартфонов стали нужны люди, пишущие мобильные версии и приложения.

Сейчас рынок автомобильной безопасности сильно зависит от мобильной и ИТ-разработки, поскольку необходимо большое количество систем, которые принимают, обрабатывают сигналы, передают их в мониторинговые центры, клиенту.

Тенденции рынка