РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Анна Рудакова

Пол дела: как гендерное равенство влияет на финансовые показатели бизнеса

HR Исследования РБК
Мировые исследования подтверждают взаимосвязь между успехом компании и гендерным составом сотрудников. Однако российскому бизнесу все еще не удается расценивать равенство мужчин и женщин как инструмент капитализации

В 2016 году до ООН дошла жалоба россиянки Светланы Медведевой. Она отучилась на техника-судоводителя, но не смогла устроиться на работу по профилю — на должность моториста-рулевого. Работодатель отказал ей в трудоустройстве, сославшись на ст. 253 Трудового кодекса (ТК) РФ («Работы, на которых ограничивается применение труда женщин»).

Российские суды встали на сторону работодателя, но Светлана обжаловала нормы законов за рубежом. Комитет по правам человека ООН посчитал, что запрещать женщине работать по специальности на основании наличия у нее репродуктивной функции — это абсолютная дискриминация по признаку пола, основанная на стереотипах, и рекомендовал России пересмотреть список профессий, к которым у женщин нет доступа.

В июне 2019 года гендиректор и председатель правления «Магнита» Ольга Наумова покинула пост. В «Магните» заявили, что причиной стали ее разногласия с советом директоров по поводу стратегии развития компании. Однако сама Ольга Наумова в интервью Forbes рассказала о сложностях, с которыми сталкиваются женщины в крупнейших торговых сетях, о жестком «стеклянном потолке» и наличии позиций, где у них «нет шансов».

Интерес к вопросу гендерного равенства зародился на Западе около 15 лет назад: бизнес-сообщество осознало важность проблемы и начало генерировать проекты по поддержке женщин — от грантовых и образовательных программ до кампуса мам-стартаперов. Однако, по данным Hays, более половины — 52% — российских компаний по-прежнему ничего не делают для улучшения положения женщин, а транснациональные корпорации сталкиваются с трудностями и стереотипами при адаптации своих программ к местным реалиям. Тем временем есть исследования, подтверждающие наличие взаимосвязи между успехом компании и гендерным составом сотрудников.