РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Это «хау» я и сам «ноу». Как франчайзи оспаривают договоры франшизы

Право Кейсы РБК
Договор коммерческой концессии — франшизы — ставит франчайзи в зависимое положение от владельца бренда. Но не все готовы с этим мириться. «РБК Pro» посмотрел, какие споры идут сегодня вокруг франчайзинговых отношений в России
С начала года арбитражные суды страны рассмотрели более 50 споров, связанных с применением ст. 1027 ГК РФ, на общую сумму около 140 млн руб. Мы рассказываем о самых ярких ситуациях.

Справка

Статья 1027 ГК РФ. Договор коммерческой концессии.

  1. По договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить пользователю право использовать комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания и другие объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
  2. Договор коммерческой концессии может определять объем, территорию и сферу предпринимательской деятельности использования передаваемых прав.
  3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
  4. К договору коммерческой концессии применяются правила о лицензионном договоре, если это не противоречит его собственным положениям.

Возразить нечего

Большая часть споров стандартна — это иски владельцев брендов к франчайзи, которые перестали платить роялти. Так, ООО «Агроторг» (бренд «Пятерочка») судится с петербургским франчайзи ООО «Русторг» бизнесмена Александра Тихонова, которое задолжало более 15 млн руб. за франшизу магазина в новостройке на Туристской улице. Оператор сети Subway Russia LLC (бренд Subway) взыскивал около 3 млн руб. с ИП Алексея Самохина, управляющего франчайзинговым заведением в аэропорту Шереметьево. Сеть клиник эстетической медицины «Оригитея» взыскивает 2,1 млн руб. с московского франчайзи ООО «Сентенция», который сначала платил роялти полностью, потом частично, а в итоге и вовсе перестал это делать. ООО «Торговый дом «Перекресток» взыскивает почти 2 млн руб. с ООО «Стар», открывшего супермаркет «Перекресток» в Калуге, но так и не уплатившего до конца паушальный взнос. ООО «Франчайзинг Доча» (бренд Docha, производитель спортивного питания) требует 1,5 млн руб. с ИП Виктора Неера, открывшего два магазина в Красноярске, но не оплатившего ни паушальный взнос (500 тыс.), ни роялти (2% от оборота, но не менее 15 тыс. руб. в месяц). ООО «ФК Стратегия» (бренд «2 берега») судится с петербургским франчайзи из-за неуплаченных 670 тыс. руб., а франчайзи ООО «НПО Хеликс» (бренд Helix) — петербургское ООО «Диагноз» — задолжало роялти на сумму 600 тыс. руб.

Обычно возразить франчайзи на такие иски просто нечем, и они в лучшем случае просят снизить размер неустойки за просрочку платежей до разумного — как, например, ООО «Альфатест-Ангара», отвечая по иску новгородского ООО «Агентство регионального развития» на сумму более 800 тыс. руб., добилось таким ходатайством снижения требований почти в четыре раза.