Материал раздела Основной
Евгений Вирцер

Что надо знать о работе с госзаказом и чего нельзя делать категорически

Прежде чем принять решение об участии в конкурсе на реализацию проекта по госзаказу, компании необходимо объективно оценить возможности и потенциальные риски. Ведь у государства как заказчика есть не только свои плюсы, но и минусы

Неоспоримый плюс государства как заказчика — гарантированная платежеспособность. Она-то и привлекает компании к борьбе за тендеры. Ведь вероятность того, что государство не сможет расплатиться по своим обязательствам, ничтожно мала. Однако есть и другая сторона: работы по выполнению госзаказа строго регулируются ревизионными органами. Поэтому всегда будут существовать ограничения, в первую очередь финансового характера, выйти за которые практически невозможно.

На этапе проведения тендера или подготовки к нему очень часто встречаются ситуации, когда на реализацию проекта выделено недостаточно средств, указаны нереальные сроки выполнения работ, документация плохо проработана.

Неподготовленный исполнитель зачастую не способен оценить все риски проекта. Тем временем госзаказчик в большинстве случаев ищет такого исполнителя, кто сможет сделать все качественно, по минимальной цене и в сжатые сроки.

Формально для участия в конкурсе подрядчик должен отвечать обязательным критериям. Если критерии отбора мягче, чем того требует ситуация, на тендер могут попасть участники несоответствующего уровня. Конкуренция на рынке госзаказа высокая, многие компании выходят на тендер, снижают цену, а потом уже на месте разбираются с возникшими проблемами. Так они делают хуже всем. Например, на проект выделяется 4,2 млрд руб., при этом его реализация в нынешних условиях обойдется в 4,7 млрд. Чтобы понравиться государству, нужно соответствовать критериям и сказать, я сделаю за 4,2 млрд руб. Это ключевая ошибка, и так действовать ни в коем случае нельзя.