РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Результат сомнений: за что банк заблокирует ваш счет

Финансы Банки Право Финансы и бухгалтерия Инструкции РБК
За что банк заблокирует ваш счет и как выбраться из черного списка, рассказывает Дмитрий Кириллов, адвокат, руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит»

С введением «антиотмывочного» законодательства банки получили обширный инструментарий для воздействия на лиц, совершающих сомнительные операции. Полномочия банков настолько широки, что любое их действие может парализовать деятельность бизнеса.

Что могут банки

Банки вынуждены контролировать соблюдение клиентами федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», поскольку иначе лишатся лицензии. При организации контроля кредитные организации следуют практически обязательным «рекомендациям» Центробанка. Однако руководство каждого банка трактует их по-своему, что дорого обходится некоторым клиентам.

Если операции кажутся банку подозрительными, он имеет право:

  • отказать клиенту в открытии счета, в случае если тот не захотел предоставить расширенный список сведений по запросу;

(Точный перечень документов не определен законодательством, поэтому банк вправе принимать «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры».)

  • документально зафиксировать информацию о подозрительных операциях;
  • заморозить денежные средства и иное имущество клиента;
  • приостановить все операции (кроме зачисления) по счету на срок до пяти рабочих дней;
  • отказаться провести операцию клиента (кроме зачисления), предположительно, направленную на отмывание средств или финансирование терроризма. Именно с этой мерой клиенты сталкиваются чаще всего;
  • расторгнуть договор банковского счета или вклада, если в течение календарного года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операции.

Что вызовет подозрения банка

Признаки подозрительных операций

Признаками подозрительных операций закон считает:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

(Норма дает огромный простор для толкования этого пункта и не указывает, какими именно документами клиенты банков должны подтверждать наличие у операции экономического смысла или законной цели.)

  • несоответствие сделки целям организации (по коду ОКВЭД — статистические сведения, предназначенные для того, чтобы сообщить государственным органам, чем именно планирует заниматься новый субъект предпринимательской деятельности), установленным учредительными документами;
  • неоднократное совершение операций или сделок, целью которых может быть уклонение от процедур обязательного контроля;

(Например, если банк видит, что по одной сделке оплата дробится на платежи по 590 тыс. руб., это может вызвать подозрение в нарушении ст. 6 закона № 115-ФЗ «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю».)

  • совершение операции клиентом, информацию о котором запросил Росфинмониторинг;
  • отказ клиента от разовой операции, вызвавшей подозрения у сотрудников банка;

(Например, если банк запрашивает сведения по необычному платежу клиента, а тот отзывает платежное поручение.)

  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что цель сделок — нарушение антиотмывочного законодательства.

Очевидно, что перечень «опасных зон» — открытый, и это большая проблема для бизнеса.

Кроме того, Банк России считает клиента подозрительным, если:

  • налоги и другие обязательные платежи по его счету уплачиваются в размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности (порядка 0,9% от дебетового оборота);
  • со счета не выплачиваются зарплаты работникам, а также НДФЛ и страховые взносы либо платежи не соответствуют численности сотрудников;
  • платежи не соответствуют тем, которые обычно проводят компании с аналогичными видами деятельности;
  • со счета не производятся платежи в рамках хозяйственной деятельности (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • на счет поступают средства от контрагентов-покупателей за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

Подозрительные клиенты

Также под подозрение попадают клиенты со следующими признаками:

  • размер уставного капитала организации равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала;

(Многие предприниматели руководствуются логикой «для ООО минимальный уставный капитал составляет 10 тыс. руб., зачем вкладывать больше?». Однако организация, в капитал которой внесены реальные активы, внушает большее доверие.)

  • учредитель/руководитель/главный бухгалтер клиента — одно лицо;

(Это не запрещено законом, но в серьезной компании учет ведет профессиональный бухгалтер.)

  • использование адреса массовой регистрации или отсутствие офиса клиента по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Организации стоит арендовать хотя бы небольшой офис, где будут работать сотрудники и храниться документы. Так у налоговиков, контрагентов и представителей банка будет возможность прийти и убедиться в реальном существовании организации. Это снимет массу претензий

Фактически банки, следующие рекомендациям Центробанка, выполняют работу налоговых органов по борьбе с фирмами-однодневками.

Как происходит блокировка счета

Само по себе фиксирование банком сведений по подозрительной операции еще не имеет негативных последствий для бизнеса. Они возникают, когда банк запрашивает у клиента документы. Если клиент не предоставляет их, банк может отказать в совершении операции (кроме зачисления средств на счет). При этом он обязан не позднее следующего рабочего дня известить об отказе Росфинмониторинг (после двукратного отказа в операции в течение календарного года банк может расторгнуть договор банковского счета с клиентом).

Росфинмониторинг направляет полученные от клиента сведения в Центробанк для рассылки другим кредитным учреждениям (бизнес называет это попаданием в черный список).

Центробанк рекомендует банкам отказывать клиенту из черного списка в обслуживании, пока он (в случае с компанией ее руководитель) лично не явится в банк и не предоставит все необходимые документы для разблокировки счета. Эта мера, а также взимание банком при расторжении договора комиссии, размер которой составляет 10–20% от остатка на счете, вызывают массу вопросов.

Совет

Внимательно изучите условия договора с банком, прежде чем его подписывать. Если комиссия при расторжении договора не предусмотрена, но банк взимает ее, это повод впоследствии взыскать с него неосновательное обогащение. Суды по таким делам чаще всего встают на сторону клиентов.

Также в конце июня 2019 года Центробанк опубликовал методические рекомендации для предпринимателей о применении «антиотмывочного» законодательства (вы найдете их в виджете в конце материала).

Что делать, если у вас возникли проблемы с банком