РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как вывести компанию за рубеж с помощью франшизы

ВЭД Инструкции РБК
Игроки российского франчайзинга не ограничивают развитие бизнеса внутренним рынком, многие хотят масштабироваться за рубежом. Анна Афанасьева, главный редактор отраслевого сайта TopFranchise.ru, рассказывает, какие возможности для этого есть

Каждый год международный исследовательский центр, названный в честь одного из пионеров франчайзинга, основателя Dunkin' Donuts Уильяма Розенберга, ранжирует 131 страну в соответствии с их привлекательностью для расширения франшиз. По итогам 2018 года для планомерного роста лучше всего подходят Великобритания, Германия, Канада, Австралия и Франция, для агрессивного — Китай, Турция, Индия и Корея. Россия в рейтинге занимает 40-е место. США в списке нет, потому что индекс показывает привлекательность международных рынков именно для американских франшиз.

Между тем США — это тоже привлекательный рынок. Во многом из-за того что франчайзинг начал развиваться именно там. Сегодня доля компаний, выбравших этот путь развития, в ВВП страны составляет более $400 млрд (около 13%).

Для сравнения: по данным Российской ассоциации франчайзинга, доля таких компаний в ВВП нашей страны — всего около $5 млрд (не более 1,9%). Но это неофициальная статистика, потому что закона о франчайзинге в России нет. Даже сам термин в отечественном правовом поле до сих пор не определен.