Как вывести компанию за рубеж с помощью франшизы
Каждый год международный исследовательский центр, названный в честь одного из пионеров франчайзинга, основателя Dunkin' Donuts Уильяма Розенберга, ранжирует 131 страну в соответствии с их привлекательностью для расширения франшиз. По итогам 2018 года для планомерного роста лучше всего подходят Великобритания, Германия, Канада, Австралия и Франция, для агрессивного — Китай, Турция, Индия и Корея. Россия в рейтинге занимает 40-е место. США в списке нет, потому что индекс показывает привлекательность международных рынков именно для американских франшиз.
Между тем США — это тоже привлекательный рынок. Во многом из-за того что франчайзинг начал развиваться именно там. Сегодня доля компаний, выбравших этот путь развития, в ВВП страны составляет более $400 млрд (около 13%).
Для сравнения: по данным Российской ассоциации франчайзинга, доля таких компаний в ВВП нашей страны — всего около $5 млрд (не более 1,9%). Но это неофициальная статистика, потому что закона о франчайзинге в России нет. Даже сам термин в отечественном правовом поле до сих пор не определен.