РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Смесь соцсети с интернет-магазином: по какому пути идут p2p-маркетплейсы

Интернет-торговля Статьи Mamsy
Сегодня почти все можно купить или арендовать у других людей через онлайн-платформы. За год только в РФ, по данным Data Insight, на них заключается более 90 млн сделок. Куда идут такие площадки, рассказывает Кирилл Пыжов, директор по маркетингу Reposh
Фото:Tevarak / Stocksnap
Фото: Tevarak / Stocksnap

Что такое p2p-маркетплейсы

Определимся с терминами. Онлайн-маркетплейсы, которые связывают потребителей и помогают им выступать в роли продавцов товаров или услуг, это часть рынка e-commerce. Мировой объем этого рынка в 2018 году, по оценкам Internet Retailer, достиг $2,86 трлн, увеличившись на 18% по сравнению с предыдущим годом. Такие площадки называются p2p (peer-to-peer, person-to-person) или c2c (customer-to-customer) маркетплейсами.

Классические примеры p2p-маркетплейсов

  • BlaBlaCar

Во-первых, сервис используют для того, чтобы получить товар или услугу — договориться о поездке. Во-вторых, один и тот же пользователь может выступать в двух ипостасях — и водителем, и пассажиром.

  • Indriver

Российский сервис, пользователи которого предлагают цену за поездку.

Гибридный пример — Uber

Его нельзя назвать чистым p2p-маркетплейсом: пользователи договариваются о поездках между собой лишь в ряде случаев. Во многих странах из-за требований местного законодательства в роли водителей Uber выступают только лицензированные таксисты. Получается, что услугу пассажиру предоставляет таксопарк, а не физическое лицо.

p2p-экономику часто путают с экономикой совместного потребления (sharing economy). Это параллельные и во многом пересекающиеся индустрии, но приравнивать их друг к другу неправильно. Основная идея совместного потребления состоит в том, что проще и выгоднее взять вещь взаймы, чем покупать ее. На принципах sharing economy построены каршеринг, коворкинги и сервисы аренды всего на свете. Один из основоположников sharing economy — Airbnb, предложивший пользователям за деньги делиться своим жильем (одновременно это p2p-маркетплейс жилья и развлечений в поездках).

Чем p2p отличается от sharing economy

Отличие p2p-экономики от экономики совместного потребления состоит не только в идее, но и в механике. В экономике совместного потребления товарами и услугами обмениваются не только пользователи. Те же каршеринги в основном действуют по такой модели: компания формирует автопарк и сдает машины в краткосрочную аренду. А вот если у пользователей появится возможность давать взаймы свои автомобили, то это уже элемент p2p-экономики. Например, такую функцию планирует ввести YouDrive.

Как p2p-маркетплейсы меняются и меняют e-commerce