После того как в РФ легализовали телемедицину, крупные компании стали вкладывать в нее деньги. На рынок вышли интересные стартапы. Но бума так и не произошло. Ситуация выглядит парадоксальной: телемедицина нужна, но развивается слабо. В чем же дело?
Необходимая непопулярная услуга
С легализацией телемедицины в России стартовало по меньшей мере 20 крупных проектов.
Проекты, которые проводят телемедицинские консультации в режиме «врач — пациент» (в компаниях работают свои врачи)
- Офлайн-клиники (напрямую или через платформы)
- «Доктор рядом»
- «АВС-медицина»
- «Медси»
- Doc+
Платформы для доступа пользователей к врачам (обеспечивают консультации со специалистами, которые не работают в компании)
- «Мобильные медицинские технологии» — «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор»
- ONDOC: «Врачи онлайн»
- DocDoc
- «Яндекс.Здоровье»
- Qapsula
- «МегаФон.Здоровье» (проект временно закрыт)
- МТС SmartMed
- «Билайн» «Мой доктор»
- «Ростелеком Здоровье»
Инвестиции в медицинские стартапы, по нашим оценкам, составили около 2 млрд руб. Однако лихо стартовавшие проекты не смогли привлечь много клиентов. Как оказалось, даже при условии бесплатного предоставления телемедицинских услуг (например, в составе страхового полиса) отнюдь не все используют эту возможность. При этом телемедицина продолжает расти, хотя пока и не такими темпами, как ожидалось. В 2019 году количество ежедневных онлайн-обращений наших клиентов к врачам выросло в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Тем не менее ожидалось, что рост с учетом эффекта низкой базы будет выше в два-три раза и более.