РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Екатерина Коломенцева

Необходимое излишество: как подтолкнуть развитие телемедицины

Медицина IT Цифровизация Статьи Сбербанк
После того как в РФ легализовали телемедицину, крупные компании стали вкладывать в нее деньги. На рынок вышли интересные стартапы. Но бума так и не произошло. Ситуация выглядит парадоксальной: телемедицина нужна, но развивается слабо. В чем же дело?

Необходимая непопулярная услуга

С легализацией телемедицины в России стартовало по меньшей мере 20 крупных проектов.

Проекты, которые проводят телемедицинские консультации в режиме «врач — пациент» (в компаниях работают свои врачи)

  • Офлайн-клиники (напрямую или через платформы)
  • «Доктор рядом»
  • «АВС-медицина»
  • «Медси»
  • Doc+

Платформы для доступа пользователей к врачам (обеспечивают консультации со специалистами, которые не работают в компании)

  • «Мобильные медицинские технологии» — «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор»
  • ONDOC: «Врачи онлайн»
  • DocDoc
  • «Яндекс.Здоровье»
  • Qapsula
  • «МегаФон.Здоровье» (проект временно закрыт)
  • МТС SmartMed
  • «Билайн» «Мой доктор»
  • «Ростелеком Здоровье»

Инвестиции в медицинские стартапы, по нашим оценкам, составили около 2 млрд руб. Однако лихо стартовавшие проекты не смогли привлечь много клиентов. Как оказалось, даже при условии бесплатного предоставления телемедицинских услуг (например, в составе страхового полиса) отнюдь не все используют эту возможность. При этом телемедицина продолжает расти, хотя пока и не такими темпами, как ожидалось. В 2019 году количество ежедневных онлайн-обращений наших клиентов к врачам выросло в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Тем не менее ожидалось, что рост с учетом эффекта низкой базы будет выше в два-три раза и более.

В цифровой медицине популярностью пользуются только онлайн-запись на прием к врачу и получение результатов анализов или иных услуг диагностики. Это похоже на то, как если бы человек, в чьем распоряжении безграничные возможности интернета, использовал только электронную почту. Дело в привычке? Кажется, не только в ней.

Выйти в регионы