Чего хотят потребители: тренды 2019 года
Потребитель прогрессивный
Современный клиент слишком дорожит своим временем и привязан к смартфону. Поэтому он делает покупки через интернет, сравнивает цены, читает отзывы и при необходимости заказывает доставку на дом.
Онлайн- и офлайн-торговля. Российские ретейлеры используют модель dark store (склад-магазин для выполнения онлайн-заказов) в качестве ответа на тренд роста покупок в Сети и повышения их операционной эффективности.
Технологии мобильных платежей. Решение Scan & Go упрощает оплату покупок с помощью мобильного — им может пользоваться практически любой владелец смартфона.
Служба доставки. Крупные агрегаторы, такие как «Яндекс.Еда» и Delivery Club, создают собственные службы выполнения онлайн-заказов, позволяющие сократить время доставки. За последний месяц 13% опрошенных пользовались подобными приложениями.
S-коммерция. Платформы социальных сетей стремятся поймать тренд электронной торговли и сами становятся торговыми площадками. Например, «ВКонтакте» запустила VK Pay — службу оплаты товаров и услуг через соцсеть.
Маркетплейсы. Решения на основе искусственного интеллекта будут все больше роботизировать создание, оптимизацию, классификацию, перевод и распространение продуктового контента. Это нужно делать, чтобы не отставать от тренда растущего запроса потребителей на дополнительную информацию о продукте.
Еда «на ходу». Высокий темп жизни приводит к росту предложений с возможностью покупки «на вынос». Современные ретейлеры и HoReCa предоставляют опции, удовлетворяющие запрос клиентов к потреблению «на ходу».
Микромаркеты и самообслуживание. Смарт-станции самообслуживания прекрасно вписываются в формат жизни с высоким темпом и высокой ценностью здорового питания. Это экономит время покупателя и упрощает процесс покупки. Такую политику практикует компания «Вкусвилл», устанавливая свои холодильники в офисах.
Постаматы и пункты выдачи. Курьерская доставка теряет популярность, уступая место сервисам Click & Collect: покупатели не хотят тратить время на ожидание курьера, в приоритете более гибкие сервисы.
Комфорт клиента. Премиальные ретейлеры, такие как «Азбука вкуса», делают точки продаж максимально комфортными, чтобы покупатель чувствовал себя расслабленно, и организовывают в помещениях магазинов «островки» с кофе или лаунж-зоны.
Уникальные фишки. Учитывая постоянно увеличивающийся ассортимент товаров и услуг, компаниям становится все сложнее заполучить внимание клиента. Чтобы решить эту проблему, производитель теплой одежды Canada Goose оборудует специальные комнаты с низкой температурой, где покупатели могут лично проверить, насколько комфортно в парке за $1 тыс. при температуре минус 25 градусов.
Сообщества покупателей. Точки продаж становятся «клубами по интересам». Здесь проводят время, общаются и встречают единомышленников. IQOS, Run Lab, Nike объединяют своих клиентов. Согласно Ipsos Trend Survey 2019, 51% опрошенных ходят в торговые центры в основном для развлечений.
Потребитель возрастной
Долгосрочный демографический тренд показывает, что число представителей старшего поколения будет расти на фоне общего сокращения численности населения. И ретейлеры извлекают пользу из этой тенденции.
Стирание возрастных границ. Бренды все больше ориентируются на потребителей «60 плюс» и приглашают их в качестве амбассадоров своей продукции.
Высокая покупательная способность. Люди старшего возраста умеют зарабатывать и готовы тратить. Они путешествуют, ходят по магазинам и занимаются спортом. По данным Ipsos Comcon и «РосИндекса-2018», 25% представителей старшего возраста обладают депозитами, 11% ездят на личных автомобилях и 14% путешествуют по России.
Социальные проекты. В столице запущен проект «Московское долголетие», в него уже вовлечено свыше 130 тыс. человек, средний возраст которых составляет 67 лет. Суть инициативы в том, чтобы помочь старшему поколению вести активный образ жизни и развиваться.
Потребитель здоровый
Рост материального благосостояния ведет к росту ценности здоровья. Современный ЗОЖ — это уже не тенденция, а реальность, доступная массовому потребителю и не требующая серьезных инвестиций.
Телемедицина. Телекоммуникации и информация в электронном виде позволяют медицинским технологиям выйти за пределы стандартных больниц и поликлиник. Благодаря этому ранняя и своевременная диагностика становится доступнее в отдаленных регионах и для вечно занятых белых воротничков. По данным Forbes, в 2018 году число тех, кто пользуется телемедициной, увеличилось на 30% по сравнению с 2017-м.
Цифровое здоровье. Переносные устройства, отслеживающие физическую активность, помогают удаленно мониторить состояние здоровья и улучшают общее качество жизни. Согласно исследованию Ipsos Global Advisor 2018, 11% россиян используют гаджеты для отслеживания показателей самочувствия.
Продукты растительного происхождения. Безлактозные продукты набирают популярность и становятся доступными не только в премиум-сегменте, но и в масс-маркете. Например, компания Ne Moloko предлагает покупателям альтернативу из овсяного или гречневого молока вместо классического коровьего.
Новая жизнь снеков. Борьба против сахара и жира положила начало тренду на «здоровые» снеки, что значительно изменило имидж и структуру этой категории товаров в целом.
Суперфуды. Потребителям пока не хватает информации, где купить, как хранить, готовить и употреблять суперфуды. Доступность в традиционной рознице довольно низка. Основной канал продаж — специализированные сайты. Как следствие, развивается домашнее выращивание и производство суперфудов.
Здоровый сон. Люди стали уделять больше внимания не только продолжительности, но и качеству сна, тем самым повышая работоспособность и замедляя процессы старения. По данным исследования Левада-центра (организация включена Минюстом в реестр НКО-иноагентов. — РБК Pro), 47% опрошенных младше 39 лет страдают от недосыпа.
Антистрессовые практики. Потребители ищут способы борьбы со стрессом и выбирают разные практики перезагрузки, медитацию и релаксацию. 46% респондентов уделяют внимание своему психическому здоровью.