РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Бизнес под маской: кто зарабатывает на иммерсивных шоу

Индустрия развлечений Статьи РБК
Первыми в России появившись в Москве несколько лет назад, иммерсивные шоу затем открылись в Петербурге, Иркутске, Хабаровске и др. Что собой представляет этот бизнес
Фото:vgosti.spb.ru
Фото: vgosti.spb.ru

Весной этого года в Петербурге появился исторический аттракцион Vgosti в формате иммерсивного театра с элементами интерактивности. В цокольном этаже одного из домов на 2-й линии Васильевского острова в воссозданных интерьерах трактира второй половины XIX века разыгрывается история под названием «1898» Это один день жизни того времени, но не без интриги, любовных переживаний и криминального сюжета, пишет MarketMedia.

В спектакле заняты действующие актеры петербургских театров. Создатели проекта — Вера Журавлева и Вероника Васенева. Вера — режиссер с более чем 15-летним опытом, Вероника долгое время работала в PR. В основе постановки реальные события, собранные ими из газет, журналов и воспоминаний современников и объединенных одним днем и местом — типичным трактиром того времени.

В отличие от других иммерсивных шоу, построенных на мировой литературе, «1898» — пример истории повседневности. «Спектакль переписывался и правился много раз, — вспоминает Вера Журавлева. — У каждого персонажа должна была быть своя история, каждый актер получал свой материал по тем профессиям, в которых существовал. Для меня было очень важно добиться документальности, чтобы актеры существовали не только в рамках текста, но и внутри эпохи. Репетировали больше полугода. Хотелось не просто играть образ, важно было приблизиться к людям, жившим в нашем городе более 120 лет тому назад, почувствовать и передать атмосферу эпохи».

По словам Веры Журавлевой, ей хотелось не просто дать гостям шоу иммерсивный опыт, когда зритель ходит и наблюдает за действием актеров, «хотелось включений, полного погружения, стереть границу реального и вымышленного мира». В итоге спектакль получился коктейлем из иммерсионного, интерактивного и традиционного театрального формата. «Мы не музей и не претендуем на театр в традиционном понимании этого слова. Формат нашего проекта мы постарались отразить в названии «исторический аттракцион». Это такая пока мало кем занятая ниша качественных, просветительских и по-настоящему петербургских развлечений», — говорит Вера Журавлева.

После первой публикации была большая волна интереса к проекту. Правда, случались и курьезы, когда люди звонили поинтересоваться, можно ли позавтракать в трактире. А были и смешные истории. Перед спектаклем говорят о правилах поведения, просят не менять ход событий, не вступать в диалоги с персонажами. «Вроде все понятно, — рассказывает Вера. — А в спектакле есть ключевая сцена — не буду спойлерить, скажу так: сцена с неким документом, который один герой теряет, а другой находит и прячет в папку. И вот тот, который спрятал бумагу, понимает, что в папке ее нет. И в то время пока он судорожно пытается понять, что происходит, к первому герою подходит зрительница, дама лет 50, протягивает документ: «Вот, вы потеряли». С одной стороны, ситуация, конечно, для актеров стрессовая — надо как-то ориентироваться и импровизировать, а для нас — показатель того, насколько действительно стирается грань реальности и вымысла, это и есть настоящее погружение».

Деньги в проект вкладывали свои. Помещение находится в аренде, на его ремонт и создание пространства потратили около 2 млн руб. Как рассказывает Вера Журавлева, обстановку воссоздавали, консультируясь с сотрудниками музея города, с автором книги «Рестораны, трактиры, чайные Санкт-Петербурга второй половины XIX века». Во сколько обходится одно представление, которое играется примерно 20 раз в месяц, Вера и Вероника не уточняют. «Мы решили, что этим спектаклем мы заявим формат и уровень проекта. Он станет нашей визитной карточкой. Он создавался, чтобы выйти за границы существующего стереотипа об исторических проектах в городе, а это дело затратное и окупается не так быстро, как хотелось бы. Наша бизнес-идея в том, чтобы, задав формат, окупаться за счет более низких по себестоимости программ и за счет потока туристических групп», — говорит Вера.