Согласно указу президента, в ближайшие годы развитие инфраструктуры России будут определять два национальных проекта — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На реализацию этих проектов до 2024 года правительство закладывает 11,1 трлн руб., из которых 3,5 трлн руб. выделит федеральный бюджет, 4,2 трлн руб. должны найти регионы, еще 3,4 трлн руб. составят внебюджетные источники. В этих условиях необходимо искать инструменты для привлечения частных инвестиций. Один из них — государственно-частное партнерство (далее ГЧП).
Какова схема ГЧП
Концессионер (частная структура) обязуется за свой счет создать и/или реконструировать имущество, которым будет владеть (владеет) концедент (госструктура). При этом концессионер получает право использовать имущество в течение срока действия соглашения.
Практика реализации проектов ГЧП начала формироваться, по сути, пять лет назад. Начиная с 2014 года в России ежегодно заключается около 600 соглашений о ГЧП, что обеспечивает государству ежегодный приток частных инвестиций в среднем в 317 млрд руб.
Но это не устоявшаяся практика: в 2018 году было запущено всего 353 проекта ГЧП — это в 1,5 раза меньше, чем годом ранее. Объем частных инвестиций, напротив, вырос на 82%: до 451,7 млрд руб. Это свидетельствует, что рынок ГЧП сегодня интересен преимущественно крупным игрокам с долей государства в уставном капитале. Почему же он отпугивает средних игроков — частный бизнес?
Частный бизнес неохотно берется за инфраструктурные проекты из-за разного рода строительных рисков. Прежде всего опасаясь изменения показателей проектов, а значит, увеличения сроков и стоимости строительства, а в дальнейшем — снижения доходности от платной эксплуатации объекта и увеличения срока возврата инвестированных средств.
Основные строительные риски проектов ГЧП
Перечислим основные риски, присущие абсолютно каждому проекту ГЧП.