Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как за два года изменились продажи «с рук» в Рунете Интернет-торговля, 23 окт, 20:00 Взять с поличным: как ретейлерам обнаружить ворующих сотрудников Потребительские товары, 23 окт, 17:54 Как ИИ и аналитика данных помогают горнодобывающему сектору IT, 23 окт, 17:23 Аутсорс из избы: в какой момент пора открыть собственное производство Менеджмент, 23 окт, 16:32 Кого заменят роботы AI, 23 окт, 15:45 О главном в строительстве и недвижимости Строительство, 23 окт, 14:56 Министр магИИ: зачем понадобился главный по искусственному интеллекту AI, 23 окт, 14:40 Обзор банковского сектора: в чем частные банки обошли государственные Финансы, 23 окт, 14:31 Подписаться на прибыль: как бизнес осваивает новую модель продаж Услуги, 23 окт, 14:06 Как не ошибиться при выборе транспортной компании Логистика, 23 окт, 14:01 Нет у революции конца: чему посвящена книга президента ВЭФ Клауса Шваба IT, 23 окт, 13:26 Ким Фурнэ — РБК: «Люди не хотят переплачивать банкам» IT, 23 окт, 13:07 Ретейл по Дарвину: кто останется в игре через пять лет Потребительские товары, 23 окт, 12:51 Налоговый мониторинг: Большой Брат или возможность для диалога Право, 23 окт, 11:41
 
0 
Полоса препятствий: какие риски несут участники проектов ГЧП
Строительство Право
Почему инвесторы неохотно берутся за реализацию масштабных проектов по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), хотя государство старательно пытается их заинтересовать, рассказывает Вадим Васин, директор по качеству Severin Development

Согласно указу президента, в ближайшие годы развитие инфраструктуры России будут определять два национальных проекта — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На реализацию этих проектов до 2024 года правительство закладывает 11,1 трлн руб., из которых 3,5 трлн руб. выделит федеральный бюджет, 4,2 трлн руб. должны найти регионы, еще 3,4 трлн руб. составят внебюджетные источники. В этих условиях необходимо искать инструменты для привлечения частных инвестиций. Один из них — государственно-частное партнерство (далее ГЧП).

Какова схема ГЧП

Концессионер (частная структура) обязуется за свой счет создать и/или реконструировать имущество, которым будет владеть (владеет) концедент (госструктура). При этом концессионер получает право использовать имущество в течение срока действия соглашения.

Практика реализации проектов ГЧП начала формироваться, по сути, пять лет назад. Начиная с 2014 года в России ежегодно заключается около 600 соглашений о ГЧП, что обеспечивает государству ежегодный приток частных инвестиций в среднем в 317 млрд руб.

Но это не устоявшаяся практика: в 2018 году было запущено всего 353 проекта ГЧП — это в 1,5 раза меньше, чем годом ранее. Объем частных инвестиций, напротив, вырос на 82%: до 451,7 млрд руб. Это свидетельствует, что рынок ГЧП сегодня интересен преимущественно крупным игрокам с долей государства в уставном капитале. Почему же он отпугивает средних игроков — частный бизнес?

Частный бизнес неохотно берется за инфраструктурные проекты из-за разного рода строительных рисков. Прежде всего опасаясь изменения показателей проектов, а значит, увеличения сроков и стоимости строительства, а в дальнейшем — снижения доходности от платной эксплуатации объекта и увеличения срока возврата инвестированных средств.

Основные строительные риски проектов ГЧП

Перечислим основные риски, присущие абсолютно каждому проекту ГЧП.

1. Риски неэффективного старта проекта ГЧП

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ