РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Китайская мечта: есть ли российскому среднему бизнесу место в Поднебесной

ВЭД Статьи РБК
Информация могла устареть. Дата публикации: 17.06.2019
Все ли так радужно в наших отношениях с Китаем, как кажется, и есть ли среднему бизнесу место в растущем товарообороте, размышляет Петр Меберт, президент Центра инвестиций, технологий и торговли

По данным Центра международной торговли (International Trade Centre, ITC), в 2001–2018 годах внешнеторговый оборот России и Китая увеличился в 15 раз, с $7 млрд до $108 млрд. И китайская, и российская стороны заявили о желании повысить объем товарооборота до $200 млрд. Ставку планируется сделать на рост объемов не только в энергетической и других привычных сферах, но и в областях высоких технологий, финансов и сельского хозяйства.

Сегодня Китай устойчиво занял позицию основного торгового партнера России. На его долю приходится 15,7% всего внешнеторгового оборота страны.

При этом на долю России во внешнеторговом обороте Китая приходится всего 2,3%, так что потенциал российско-китайского сотрудничества кажется огромным.

Звучит неплохо, не так ли? Я знаю многих представителей среднего бизнеса, в кого эти цифры и планы вселяют оптимизм, которые мечтают покорить китайский рынок и работать с китайцами. Но важно понимать, что из Китая к нам поступают товары с высокой добавленной стоимостью. Львиная доля российского экспорта в Китай — это сырье. Технологичных товаров не более 20%, большинство из них — продукция военно-промышленного комплекса или крупнейших компаний, в том числе госкорпораций уровня «Росатома». В случае с такого рода поставками решения принимаются по итогам встреч первых лиц.