«Бонусы как наркотик»: Дэниел Пинк — о пагубных поощрениях в компании

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ.
Дэниел Пинк — американский писатель, журналист, бизнес-консультант. Получил степень доктора юриспруденции в Йельской школе права. Был спичрайтером вице-президента США Альберта Гора. Наиболее популярные книги:
- «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»,
- «Человеку свойственно продавать»,
- «Таймхакинг. Как наука помогает нам делать все вовремя».
Умение общаться и чувствовать прекрасное — залог успеха
Странно рассматривать обучение в вузе как средство для получения хорошей работы через четыре года, полагает Пинк. По его мнению, область обучения не имеет существенного значения для будущей карьеры, и люди должны заниматься тем, что их действительно интересует. Цель вузовского образования состоит в приобретении не столько предметных знаний, сколько определенных навыков и опыта. Одним из основных навыков Пинк называет умение коммуницировать. Чтобы быть способным привести аргумент и суметь представить его как в письменной, так и в устной форме. Понимать информацию, как и обладать чувством прекрасного — также жизненно важные навыки. И образовательные процессы должны подтолкнуть обучающихся к их приобретению.
Знать, как устроен мир, крайне важно, но современное образование не ориентировано на воспитание базовой научной грамотности. Искусству тоже уделяется мало внимания, хотя оно является огромным драйвером экономики даже в сельской местности, отмечает бизнес-консультант. Искусство «обогащает нас и помогает жить хорошей жизнью».
Зависимость от бонусов
Большинство компаний стремится к эффективности. Для этого руководители часто ставят конкретные цели, предполагая, что это чудодейственное средство повышения производительности. Но цели по планам продаж или квартальной прибыли, навязанные кем-то, иногда могут иметь побочный эффект. Часто цели убивают внутреннюю мотивацию сотрудника и подавляют творчество. Работники, зацикленные на достижении определенного результата, склонны искать легкие пути решения задач и ради получения бонуса могут вести себя неэтично, например обманывать коллег.