РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Владелец «Ренессанса» инвестирует ₽3,6 млрд в цифровое страхование

Есть ли перспективы у российского рынка иншуртеха
Финансы Страхование Инвестиции Статьи РБК
Информация могла устареть. Дата публикации: 28.05.2019
Посмотрите более актуальные материалы:
Как страховой компании развивать собственную цифровую платформу
Борис Йордан запустил на базе «Ренессанс Страхования» цифровую площадку медицинских услуг. Рост выручки благодаря сервису может оказаться не таким быстрым, как рассчитывает компания, но в целом рынок иншуртеха — один из самых динамичных, говорят эксперты
Борис Йордан
Борис Йордан (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Группа «Ренессанс Страхование», основным владельцем которой является бывший гендиректор НТВ Борис Йордан, объявила о запуске иншуртех-проекта на базе своей страховой компании. Об этом РБК сообщила пресс-служба «Ренессанс Страхования».

Проект «Ренессанс здоровье» — единый цифровой сервис для обладателей полиса ДМС от «Ренессанс Страхования». Через него можно будет записаться к врачу, пройти онлайн-консультацию у специалиста, получить доступ к медицинской карте и прочее. Проект включает мобильное приложение с интерактивной картой клиник, календарем приемов у врачей, записью или вызовом специалистов, вызовом экстренной помощи, онлайн-консультацией. Помимо приложения будет разработан HR-портал (на нем кадровики будут работать с полисами ДМС, выданными сотрудникам компаний-клиентов). Все сервисы проекта должны открыться к концу 2019 года.

«Ренессанс здоровье» рассчитывает благодаря сервису увеличить выручку в сегменте ДМС втрое к 2023 году, до 18 млрд руб. Инвестиции в бизнес на этот период должны составить 3,6 млрд руб., по текущему курсу это около $55 млн.

По оценкам директора медицинской компании BestDoctor Марка Саневича, 3,6 млрд руб. инвестиций — довольно крупная сумма для российского страхового рынка. «План же по росту выручки достаточно амбициозный. Учитывая реалии российского страхового бизнеса, я бы скорее ориентировался на удвоение выручки за этот срок, не утроение», — добавил он.

Бизнес Йордана

Борис Йордан родился в США, в начале 1990-х годов он приехал в Россию, где в 1995 году основал одну из первых в стране инвестиционных компаний «Ренессанс Капитал». Впоследствии в структуре «Ренессанса» появилось несколько других бизнесов, в частности «Ренессанс Страхование».

После того как в 2001 году активы холдинга «Медиа-Мост» Владимира Гусинского перешли в собственность «Газпром-Медиа», Йордан был назначен гендиректором телеканала НТВ, но два года спустя ушел из СМИ обратно на финансовый рынок. С 2006 года возглавляет «Ренессанс Страхование».

В 2017 году «Ренессанс Страхование» объединил активы на страховом рынке с НПФ «Благосостояние» (пенсионный фонд РЖД) и инвестфондом Baring Vostok (основатель которого, американец Майкл Калви, находится сейчас под домашним арестом из-за скандала вокруг банка «Восточный»). В объединенной фирме Йордану через холдинговую компанию принадлежит 52,1%, НПФ «Благосостояние» — 35,8%, а Baring Vostok — 12,1%. СК «Благосостояние» была переименована в «Ренессанс здоровье».

С 2014 года Йордан является мажоритарным акционером американской компании Curaleaf, которая занимается разведением, обработкой и продажей медицинской конопли. На фоне легализации каннабиса в Канаде и отдельных штатах США с начала 2019 года котировки Curaleaf на Канадской фондовой бирже выросли почти в два раза. В мае 2019 года Curaleaf купила компанию Cura Partners из штата Орегон за $950 млн.

Мировой иншуртех

Под словом «иншуртех» подразумевается использование новейших цифровых технологий в области страхования. Это, например, выдача электронных полисов, развитие мобильных услуг, обработка больших данных (big data), роботизация, использование искусственного интеллекта и даже блокчейна.

В 2018 году совокупная выручка иншуртех-компаний в мире составила $533 млн, а к 2023 году она удвоится и составит $1,12 млрд, прогнозируют аналитики Infoholic Research. Среднегодовой темп роста рынка (CAGR) составит 16%.

Аналитики Deloitte подсчитали, что с 1998 по 2018 год сегмент иншуртеха привлек по всему миру около $12,5 млрд инвестиций. Две трети этой суммы приходятся на США. Всего в мире к середине 2018 года авторы обзора насчитывали 1,5 тыс. иншуртех-компаний.

Как пояснил РБК старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин, иншуртех является сейчас одним из самых интересных и динамичных секторов финтеха (применение новейших технологий в финансах), поскольку удовлетворяет потребности страхователей быстрее, дешевле и эффективнее. Наиболее перспективными направлениями иншуртеха в мире Гришунин называет:

  • создание для страховщиков новых каналов продаж;
  • развитие платформ андеррайтинга (оценки рисков), что повлияет на ценообразование и ассортимент услуг, позволяя клиентам выбирать из большего числа продуктов;
  • развитие более гибких, индивидуальных продуктов;
  • гибкость продуктовой линейки приведет к большему распространению страховых услуг в развивающихся странах.

Перспективы в России

Объем всего рынка ДМС в России составил 150 млрд руб. в 2018 году, оценивал BusinesStat, для сравнения: рынок ОМС — 1,74 трлн руб. Общая сумма легального рынка частной медицины составила в прошлом году 839 млрд руб., отмечает «Ренессанс здоровье».

В России иншуртех пока только начинает развиваться, поэтому комплексных оценок рынка еще нет, говорит Марк Саневич. «Но рынок страхования в России продолжает расти, медицинские услуги дорожают, и старение населения только подстегнет рост их стоимости, — прогнозирует Саневич. — Поэтому те компании, которые занимаются повышением доступности медицинской помощи, будут все более востребованны. Это мировая тенденция».

По мнению Гришунина, иншуртех в России будет расти сопоставимым темпом с общемировым. В первую очередь речь идет о таких продуктах, как цифровые страховые брокеры и краткосрочные полисы по запросу (например, для путешественников). Гришунин обращает внимание на несколько препятствий для развития иншуртеха конкретно в России:

  • недоверие граждан к страхованию как к «навязываемой услуге», отсутствие страховой культуры;
  • медленное развитие нормативно-правовой базы в страховании;
  • слабая культура управления рисками;
  • недостаток инвесторов, готовых вложиться в новые проекты.

Поскольку в России сейчас рынок иншуртеха находится в зачаточном состоянии, наиболее активны на этом направлении те страховые компании, которые входят в банковские холдинги и имеют доступ к передовым разработкам финтеха, объяснял директор практики по работе со страховыми компаниями КПМГ Дмитрий Долгих.

Один из недавних примеров — страховая компания Mango, созданная осенью 2018 года по инициативе владельцев Альфа-банка. Компания не имеет офисов и работает только как платформа онлайн-страхования. По данным РБК, «Альфа-Групп» инвестировала в Mango около $10 млн.

Основной же страховой актив холдинга — «АльфаСтрахование» — уже в апреле 2019 года стал первой страховой компанией, вступившей в Ассоциацию ФинТех (АФТ). Впоследствии к АФТ из страховщиков присоединились ВСК, «Ренессанс Страхование» и «РЕСО-гарантия». АФТ была создана Банком России в 2016 году для обсуждения с участниками рынка, разработки и внедрения новейших технологий на финансовом рынке.