РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Ради галочки: эти 7 ошибок сведут к нулю пользу от обучения сотрудников

HR Инструкции РБК
Руководители компаний не сомневаются, что обучение сотрудников важно для развития бизнеса, но на практике не всегда ведет к позитивным изменениям. Это происходит потому, что компании допускают ошибки

Сложно встретить компанию, которая не занимается обучением персонала. Мы опросили 500 собственников бизнеса, топ-менеджеров и директоров по персоналу по всей России и выяснили, что около трети (27,9%) компаний планирует увеличить бюджеты на обучение в 2019 году. Кто-то отправляет сотрудников на курсы, кто-то — на профессиональные конференции, а кто-то просто покупает для них деловую литературу. Однако ошибки при организации обучения могут свести на нет все усилия. Ниже главные из этих ошибок.

Ошибка № 1. Отсутствие системы обучения персонала

Обучение персонала — это не волшебная палочка, с помощью которой вы сможете разом решить все проблемы. Здесь важен системный подход: обучение нужно планировать заранее, выстраивать приоритеты, прорабатывать разные варианты, подбирать курсы под задачи отдела или конкретного сотрудника.

Кто должен планировать обучение

Планирование обучения стоит полностью возложить на HR-специалиста. Пусть он пообщается с руководителями отделов и выяснит, чему стоит обучить сотрудников в ближайшем будущем.

Когда закладывать бюджет на обучение

После этого начинайте планировать бюджет, подбирать программы и выстраивать график обучения. В идеале бюджет на обучение лучше заложить заранее — например, в конце года спланировать все необходимое на будущий год.

Где аккумулировать знания

Если персонал компании учится часто, полезно создать общую базу знаний, где уже обучившиеся сотрудники смогут делиться с коллегами полезными материалами. Еще один полезный инструмент — попросить сотрудника, прошедшего обучение, сделать подробную презентацию-отчет для своих подчиненных или коллег. Конечно, это не заменит полноценной учебы, но позволит закрепить пройденный материал и мотивировать других сотрудников на внедрение изменений.

Ошибка № 2. Обучение ради «корочки»

Закон обязывает ряд специалистов (например, врачей, строителей и педагогов) проходить повышение квалификации. Кроме того, иногда они добровольно берут на себя обязательства регулярно проходить повышение квалификации, вступая в отраслевые профессиональные сообщества.

Многие воспринимают обязательное обучение как наказание. Сотрудники и их руководители стараются найти обходные пути, чтобы сэкономить время и деньги. В итоге учатся только ради «корочки»: выбирают курс по самой низкой цене, не вчитываясь в программу и список преподавателей. В результате сотрудники получают заветный документ, но не приобретают необходимых компетенций для дальнейшей работы.

Важно помнить, что обязательное обучение создано не только для повышения эффективности работы сотрудников, но и для обеспечения правовой безопасности самих компаний. Любое неверно принятое такими сотрудниками решение может серьезно повлиять на будущее всей организации.

Ошибка № 3. Свобода выбора

Сотруднику не следует выбирать тему и формат обучения самостоятельно. Все решения должен принимать его непосредственный руководитель. Только он способен грамотно оценить эффективность работы, выявить проблемные моменты и понять, как все можно исправить.

Не стоит ждать объективности от сотрудника. Любому сложно посмотреть на себя со стороны, поэтому, скорее всего, его оценка качества собственной работы будет завышенной.

Если предоставить сотруднику свободу выбора курса обучения, то с высокой долей вероятности он выберет не то, что полезно компании, а то, что интересно ему самому.

Менеджер по продажам вместо курса эффективных переговоров выберет курс распознавания лжи, а бухгалтер — вместо изменений в налоговом законодательстве пойдет изучать основы тайм-менеджмента. В итоге компания оплатит курс, который будет полезен для развития сотрудника, но никак не скажется на продуктивности его работы.

Прислушивайтесь к желаниям своих сотрудников, но финальное решение оставляйте за собой.

Ошибка № 4. Невнимательное изучение программы обучения