Максим Шапировский

Почему деньги не доходят до венчурного сектора в России

Инвестиции Статьи Deloitte
Рассмотрим, какую роль играют фонды в венчурном секторе, как они принимают инвестиционные решения, и ответим на вопрос, почему российские стартапы пока предпочитают искать возможности за границей, а не внутри страны

Вторая статья в серии материалов, подготовленных Максимом Шапировским, руководителем группы Deloitte Digital, о структуре и особенностях развития венчурной индустрии в России. Первую статью — об основных игроках венчурной индустрии и о структуре инвесторов в России и за рубежом — читайте по ссылке на «РБК Pro».

Инвесторы являются держателями диверсифицированных портфелей. Венчурные инвестиции доверяют целевым фондам — венчурным фондам (VC) или корпоративным венчурным фондам (CVC), если компания хочет иметь собственное венчурное направление.

Венчурный фонд имеет диверсифицированный пул инвесторов (нидерландский Life Science Partners, немецкий HV Holtzbrinck Ventures). Основная цель венчурного фонда — генерировать сверхприбыли для своих limited partners (LP). В финансовом мире венчурные фонды относят к прямым инвестициям (private equity), а это значит, что риск и возврат на вложенные средства, как правило, выше, чем, например, акции голубых фишек — акции крупных международных компаний со стабильной историей торговли акциями на фондовом рынке (Coca Cola, IBM, Walmart), которые считаются индикаторами движения рынков в целом. Венчурные фонды инвестируют в стартапы по принципу «купи, вырасти, продай», то есть покупают стартап целиком или частично, увеличивают стоимость бизнеса и затем продают его, чтобы получить доход от инвестиции.

Корпоративный венчурный фонд создается компанией (британский Barclays UK Ventures, американский Verizon Ventures) в качестве ответвления от ключевого бизнеса. Цель корпоративного венчурного фонда, как правило, менее финансово ориентированная, чем у венчурного. Корпоративные венчурные фонды скорее стараются увеличить эффект от приобретения путем распространения приобретенных знаний и/или технологий в рамках своего бизнеса и максимизации выручки своего основного бизнеса (достижения или опережения стратегических целей и показателей).

Таким образом, основная разница между венчурными фондами и корпоративными венчурными фондами — это происхождение средств и преследуемые цели.

У каждого фонда есть стратегия. Это устав, которого должны придерживаться сотрудники фонда, и документ, в котором изложены в том числе следующие данные: