РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Марк Саневич

Забота Баффета: что не так с системой корпоративного здравоохранения

Медицина Статьи РБК
Компании-гиганты Amazon, Berkshire Hathaway и JPMorgan Chase пытаются переломить ситуацию на рынке корпоративного здравоохранения в США. А именно этот рынок задает тренды в MedTech, которым следует весь мир

В 2018 году Amazon, Berkshire Hathaway и JPMorgan Chase запустили медицинский проект Haven («Убежище»). С его помощью три крупнейших и наиболее влиятельных работодателя США пытаются повысить эффективность системы корпоративного здравоохранения. Эти три компании суммарно тратят на медицинское обслуживание 1,2 млн сотрудников около $4 млрд в год.

Что происходит на рынке частного здравоохранения

Сегодня во многих странах медицинская инфляция растет быстрее, чем общеэкономическая. Это приводит к удорожанию и снижению доступности медицинской помощи. В США проблема стоит наиболее остро: там на корпоративное медицинское страхование в год тратится более $1 трлн — это эквивалентно ВВП Испании.

В России траты на корпоративное медицинское здравоохранение не так масштабны, но тенденции те же: рынок частного здравоохранения растет, а доступность медицинских услуг по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС) сокращается. Под данным консалтинговой компании KPMG, в 2018 году объем страховых сборов в сегменте добровольного медицинского страхования (ДМС) составил 140 млрд руб., что на 8% превышает показатели 2017 года.

По данным BusinesStat, объем сектора легальной коммерческой медицины в 2018 году вырос на 10,8% и составил 483 млрд руб. Одной из причин, по которым люди чаще обращаются за платной помощью к узким специалистам, эксперты компании называют оптимизацию государственных клиник. Сегодня на частную медицину приходится 33% медицинского рынка, тогда как остальные 67% занимают бюджетные клиники. Если курс на оптимизацию здравоохранения в России сохранится, то уже через десять лет соотношение может измениться и стать 50 на 50%.

Цены на медицинские услуги выросли в 2018 году в среднем от 6 до 10% в зависимости от региона. Согласно подсчетам BusinesStat, в среднем прием специалиста стал стоить дороже на 9,8%. Дальнейшее повышение стоимости медицинских услуг приведет к тому, что корпоративные программы добровольного медицинского страхования будут играть все более значимую роль для населения.

ДМС управляют консервативные игроки с большим влиянием, но они не всегда отвечают ожиданиям рынка. Страхование, в том числе медицинское, — одна из самых плохо диджитализованых отраслей в мире, клиенты большинства компаний до сих пор не могут записаться на прием или проверить условия своей программы онлайн. Это влияет на то, как люди потребляют медицинские услуги: проблемы с сервисом и отсутствием информации снижают эффективность системы.

Почему мы говорим о США

Рынок здравоохранения США — крупнейший в мире как в относительных, так и в абсолютных цифрах. Более того, в США расположены ведущие производители медицинского оборудования, страна лидирует по уровню и результативности научных исследований, 13 из 24 последних нобелевских лауреатов в области медицины — американские граждане либо приглашенные ученые. Как показывает мировой опыт, тренды в области MedTech, которые зарождаются в США, приходят в Россию и другие страны в течение трех-пяти лет.

Новые игроки

Начинают появляться эволюционные сдвиги — компании, которые хотят изменить статус-кво и сделать рынок более современным. Это происходит по всему миру, и Haven — одна из таких компаний. Amazon, Berkshire-Hathaway и JPMorgan Chase объединили свои усилия, чтобы преодолеть глобальные проблемы системы здравоохранения.

Долгоиграющие тренды, которые Haven намерена переломить

  1. Большая часть денежного потока контролируется либо государством, либо консервативными страховыми компаниями. На рынке мало игроков, конкуренция низкая, и это позволяет медицинским компаниям держать статус-кво относительно ценообразования.
  2. Система ориентирована не на исход заболевания, а на процесс лечения. Это стимулирует большее потребление медицинских услуг и их удорожание.
  3. Haven должна стать глобальной экосистемой, которая объединяет функции страховой компании, лечебного учреждения, ассистенс-провайдера и дата-платформы. Замкнув все этапы получения медицинской помощи на себе, Haven исключает конфликт интересов между страховой компанией, клиникой и пациентом, который существует во всем мире.

В ближайшее время усилия Haven будут направлены на улучшение опыта сотрудников Amazon, Berkshire-Hathaway и JPMorgan Chase. Однако в дальнейшем компания планирует масштабировать решение на весь рынок.

Основные направления работы компании