Забота Баффета: что не так с системой корпоративного здравоохранения
В 2018 году Amazon, Berkshire Hathaway и JPMorgan Chase запустили медицинский проект Haven («Убежище»). С его помощью три крупнейших и наиболее влиятельных работодателя США пытаются повысить эффективность системы корпоративного здравоохранения. Эти три компании суммарно тратят на медицинское обслуживание 1,2 млн сотрудников около $4 млрд в год.
Что происходит на рынке частного здравоохранения
Сегодня во многих странах медицинская инфляция растет быстрее, чем общеэкономическая. Это приводит к удорожанию и снижению доступности медицинской помощи. В США проблема стоит наиболее остро: там на корпоративное медицинское страхование в год тратится более $1 трлн — это эквивалентно ВВП Испании.
В России траты на корпоративное медицинское здравоохранение не так масштабны, но тенденции те же: рынок частного здравоохранения растет, а доступность медицинских услуг по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС) сокращается. Под данным консалтинговой компании KPMG, в 2018 году объем страховых сборов в сегменте добровольного медицинского страхования (ДМС) составил 140 млрд руб., что на 8% превышает показатели 2017 года.
По данным BusinesStat, объем сектора легальной коммерческой медицины в 2018 году вырос на 10,8% и составил 483 млрд руб. Одной из причин, по которым люди чаще обращаются за платной помощью к узким специалистам, эксперты компании называют оптимизацию государственных клиник. Сегодня на частную медицину приходится 33% медицинского рынка, тогда как остальные 67% занимают бюджетные клиники. Если курс на оптимизацию здравоохранения в России сохранится, то уже через десять лет соотношение может измениться и стать 50 на 50%.
Цены на медицинские услуги выросли в 2018 году в среднем от 6 до 10% в зависимости от региона. Согласно подсчетам BusinesStat, в среднем прием специалиста стал стоить дороже на 9,8%. Дальнейшее повышение стоимости медицинских услуг приведет к тому, что корпоративные программы добровольного медицинского страхования будут играть все более значимую роль для населения.
ДМС управляют консервативные игроки с большим влиянием, но они не всегда отвечают ожиданиям рынка. Страхование, в том числе медицинское, — одна из самых плохо диджитализованых отраслей в мире, клиенты большинства компаний до сих пор не могут записаться на прием или проверить условия своей программы онлайн. Это влияет на то, как люди потребляют медицинские услуги: проблемы с сервисом и отсутствием информации снижают эффективность системы.
Почему мы говорим о США
Рынок здравоохранения США — крупнейший в мире как в относительных, так и в абсолютных цифрах. Более того, в США расположены ведущие производители медицинского оборудования, страна лидирует по уровню и результативности научных исследований, 13 из 24 последних нобелевских лауреатов в области медицины — американские граждане либо приглашенные ученые. Как показывает мировой опыт, тренды в области MedTech, которые зарождаются в США, приходят в Россию и другие страны в течение трех-пяти лет.
Новые игроки
Начинают появляться эволюционные сдвиги — компании, которые хотят изменить статус-кво и сделать рынок более современным. Это происходит по всему миру, и Haven — одна из таких компаний. Amazon, Berkshire-Hathaway и JPMorgan Chase объединили свои усилия, чтобы преодолеть глобальные проблемы системы здравоохранения.
Долгоиграющие тренды, которые Haven намерена переломить
- Большая часть денежного потока контролируется либо государством, либо консервативными страховыми компаниями. На рынке мало игроков, конкуренция низкая, и это позволяет медицинским компаниям держать статус-кво относительно ценообразования.
- Система ориентирована не на исход заболевания, а на процесс лечения. Это стимулирует большее потребление медицинских услуг и их удорожание.
- Haven должна стать глобальной экосистемой, которая объединяет функции страховой компании, лечебного учреждения, ассистенс-провайдера и дата-платформы. Замкнув все этапы получения медицинской помощи на себе, Haven исключает конфликт интересов между страховой компанией, клиникой и пациентом, который существует во всем мире.
В ближайшее время усилия Haven будут направлены на улучшение опыта сотрудников Amazon, Berkshire-Hathaway и JPMorgan Chase. Однако в дальнейшем компания планирует масштабировать решение на весь рынок.