РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Фатальные ошибки: где просчитываются покупатели франшиз

Право Инструкции РБК
Франчайзи не проверил товарный знак или не оговорил территорию, на которой планирует работать — ошибки в договорах франчайзинга могут привести к многомиллионным потерям. Как их избежать, рассказывает Александра Курдюмова (Versus.legal)
Фото:Rawpixel / Pexels
Фото: Rawpixel / Pexels

Договор франчайзинга — это основной документ, определяющий работу франчайзи (покупателя франшизы). Именно он закрепляет договоренности владельца бренда и покупателя. Такой документ составляется в письменной форме и регистрируется в Роспатенте. В законе он именуется договором коммерческой концессии, а заключить его могут только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Без договора у франчайзи нет никаких прав ни на знания, ни на технологии, ни на бренд. Владелец последнего может в любой момент потребовать прекратить использование его имени или технологий.

Но просто подписать документ недостаточно. Важно составить его грамотно. Ошибки в составлении договора могут привести к фатальным для бизнеса последствиям.

Ошибка 1. Вы не проверили товарный знак продавца франшизы

Представьте, вы купили дорогую международную франшизу на территории России. Проходит время, и вы получаете судебный иск от другой компании о запрете использовать приобретенный вами бренд и взыскании компенсации в размере 5 млн руб. Как так вышло, что вы платили за имя, а на самом деле оно принадлежит кому-то другому?

Как оказалось, товарный знак продавца франшизы был зарегистрирован только на территории Европейского союза и США, но не в России. В итоге компания-покупатель столкнулась с неприятностями.

Оказалось, что товарный знак на территории России был зарегистрирован «патентным троллем», бизнес которого состоит в регистрации и продаже популярных знаков, которые другие компании не успели закрепить за собой. В итоге франчайзи пришлось потратить деньги не только на покупку международной франшизы, но и на борьбу с «троллем» и выкуп у него товарного знака за несколько миллионов рублей.