РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как привлечь работника к ответственности за разглашение секретов компании

Право Инструкции РБК
Сотрудник ушел к конкуренту с базой поставщиков, забрал клиентов на новую работу, раскрыл планы расширения или создал свою компанию, где использует ваши наработки? Юристы Patent.Lab рассказали, как взыскать с нарушителя его доходы за несколько лет
Фото:Felix Vogel / Global Look Press
Фото: Felix Vogel / Global Look Press

В компании почти не бывает сведений о бизнесе, которые бы знал один только владелец. Наемным сотрудникам часто предоставляют доступ к коммерческой информации — клиентской базе, секретным рецептам или формулам. Обычно работодатели лишены правовых инструментов воздействия на недобросовестных работников, которые разглашают ценную информацию: уволить недостаточно или уже поздно, а оштрафовать нельзя. В этом есть вина и самих работодателей: они никак не регламентируют порядок работы с секретной информацией в компании.

Что такое ноу-хау и как его защитить

Патенты, товарные знаки и авторское право хорошо защищают интеллектуальную собственность, которую предприниматель готов разглашать. А вот конфиденциальную информацию, например изобретение, которое еще не запатентовано, клиентскую базу, алгоритмы работы, секретную рецептуру, формулы, бизнес-стратегии на интересующих рынках, любые секреты бизнеса нельзя делать публичными. Для защиты такой информации предусмотрен специальный тип интеллектуальной собственности — секрет производства (ноу-хау).

Секретом производства (ноу-хау) согласно Гражданскому кодексу считаются любые производственные, технические, экономические, организационные и прочие сведения организации. Это любая ценная информация, которую предприниматель не обязан разглашать по закону. Ее берегут от третьих лиц при помощи «разумных мер» секретности. Для внедрения режима коммерческой тайны, с помощью которого охраняется ноу-хау, достаточно решения руководства предприятия. Ниже перечислены необходимые шаги, которые владелец компании может сделать сам или с помощью юристов. В целом в отличие от патентования режим правовой охраны ноу-хау вводится очень быстро, от пары дней, в зависимости от объемов, количества и видов предметов коммерческой тайны. Процесс полностью зависит от владельца ноу-хау и состоит из подготовки пакета документов и введения комплекса организационных и технических мер. Срок охраны не ограничен. Внедряется режим охраны без согласований с органами власти, регистрация в Роспатенте не требуется.

Зачем компаниям внедрять ноу-хау

  1. Ноу-хау снижает риски человеческого фактора. С введением ноу-хау компания может защититься от кражи ее секретов, так как работник начинает рисковать не только деловой репутацией, но и потерей нескольких миллионов рублей. Для большинства потенциальных нарушителей этих конкретных негативных перспектив достаточно, чтобы не злоупотреблять доверием работодателя.
  2. Ноу-хау — ценный нематериальный актив. Ноу-хау увеличивает ценность компании на определенную сумму, которую можно узнать в результате конфиденциальной оценки. Это увеличивает стоимость компании и служит основанием для роста инвестиций и более выгодных условий кредитования.
  3. Ноу-хау — средство оптимизации налогообложения. Предприниматель вправе закладывать в расходную часть средства, служащие поддержанию ноу-хау, а значит, и выводить их из-под налога на прибыль. Для этого ноу-хау, защищенное режимом коммерческой тайны, вносится на бухгалтерский баланс в соответствии с ПБУ 14/2007. Данная процедура возможна при стоимости объекта ноу-хау от 100 тыс. руб.
  4. Ноу-хау — источник стабильного дохода. Предоставив использование ноу-хау по лицензии, можно получить дополнительный заработок. Это особенно распространено при работе с франчайзи в рамках договоров коммерческой концессии.

Что делать с работниками?