Будущее строительства: когда роботы заменят людей

Строительство IT Статьи Odgers Berndtson
В 2050 году на стройках не будет людей, уверены в британском строительном гиганте Balfour Beatty. Эксперты Odgers Berndtson обсудили ситуацию на строительном рынке с ведущими игроками и предложили свой прогноз относительно цифровизации отрасли

Строительная революция

«В 2050 году на стройках будут работать команды из роботов, отдельные элементы и конструкции будут складываться в нужном порядке самостоятельно. Дроны будут постоянно сканировать состояние площадки, анализировать данные, диагностировать возможные риски и проблемы, чтобы оперативно информировать беспилотные краны и экскаваторы о необходимости принять меры. Люди будут дистанционно управлять происходящим с помощью 3D, 4D и других данных с площадки» — так видят будущее строительства эксперты Balfour Beatty, опубликовавшие в 2017 году исследование «Инновации 50: цифровое будущее строительной индустрии».

Большинство игроков отрасли считают такой прогноз чересчур фантастическим, однако согласны с тем, что цифровая трансформация в строительстве неизбежна. Низкая продуктивность заставляет долгое время сопротивлявшиеся любым изменениям строительные компании меняться и внедрять новые технологии, которые призваны кардинально изменить индустрию — от показателей продуктивности до кадровой политики и методов работы на площадке. По оценкам Всемирного экономического форума, там, где новые технологии проникают в строительство, расходы на реализацию проекта могут быть сокращены на 20%. Также наблюдается существенное улучшение качества и безопасности строительства, соблюдение сроков сдачи объекта. «Мы не успеваем за технологическими изменениями. Развитие робототехники и автоматизированного производства, аналитика данных и VR-технология трансформируют отрасль, — отмечает Марк Рейнольдс, генеральный директор компании Mace. — Индустрия 4.0 позволит повысить продуктивность, увеличить количество рабочих мест и даже изменить сам подход реализации масштабных и сложных строительных проектов в будущем». Новые строительные технологии могут помочь в создании привлекательной среды для инвесторов, а также в решении жилищного кризиса.

Роботы на площадках и в проектных бюро

Некоторые строительные гиганты уже применяют новые технологии на практике. В 2017 году американская компания John Deere и стартап Kespry, занимающийся дронами, заключили сделку, в рамках которой отдел продаж John Deere продавал дроны и сопутствующие сервисы игрокам строительной индустрии. Например, дроны могут летать над площадкой и делать снимки с воздуха. Эти снимки помогают строителям следить за производительностью, вести подсчет материалов и мониторить происходящее на площадке.

По мнению Хьюго Бласутта, президента и гендиректора компании WSP Canada, специализирующейся на консалтинге в сфере строительства и природных ресурсов, «технологии искусственного интеллекта принципиально изменят подход к архитектуре, проектированию и строительству». «При работе над типичным проектом в обычном бюро около 80% времени — рутина и только 20% — креатив, для которого нужны творческие навыки. Часто бюро тратят много времени на повторяющиеся и однотипные задачи, которые они могли бы передать искусственному интеллекту, и у них не остается времени на творчество. Внедрение технологий искусственного интеллекта в работу проектировщиков освободит время для творчества и поиска нестандартных решений и позволит им проводить больше итераций», — добавляет Хьюго Бласутта. Это создает дополнительную ценность и для работников, способных сравнивать большее количество решений быстрее и глубже, и для клиентов, получающих большее количество вариантов на выбор.

Цифровые технологии в строительстве

Дэвид Кокс, управляющий директор компании Mott MacDonald на Ближнем Востоке и в Южной Азии, которая занимается консультированием в сфере проектирования, менеджмента и развития в строительстве, уверен, что скорость внедрения цифровых технологий в строительство продолжит расти в будущем. Компаниям нужно быть готовыми не только к современной цифровой революции, но и к машинной, которая последует за ней. «Мы уже внедряем технологии, чтобы принимать долгосрочные решения и делать сервисные предложения клиентам с помощью информационного моделирования здания (Building Information Modelling, BIM), генеративного дизайна (на основе прототипа) и дизайна для производства и сборки (Design for Manufacture and Assembly, DFMA), а в будущем планируем внедрить машинное обучение и искусственный интеллект», — поделился Дэвид Кокс. Цифровизация дает возможность сотрудникам сосредоточиться на стратегических и творческих задачах и принимать более взвешенные решения. А именно: оптимизировать повторяющиеся и рутинные задачи, использовать данные и унифицировать обмен ими, разрабатывать специализированные платформы и программное обеспечение. Например, команды проектировщиков в Mott MacDonald уже используют разработанный компанией инструмент для параметрического моделирования, который фиксирует определенные параметры дизайна и позволяет менять другие параметры.

Автоматизация повторяющихся задач позволяет:
— повысить качество работы,
— сделать работу сотрудников более интересной и эффективной,
— предложить и оценить большее количество вариантов решений,
— быстро и легко вносить правки и изменения.

Использование параметрических моделей, дополненных продвинутыми цифровыми симуляциями и алгоритмами, позволяет внедрить принципы дизайна в инструменты информационного моделирования здания и другие типы специализированного ПО, чтобы производить кастомизированные дизайн-решения и рекомендации по обслуживанию зданий, при этом контролируя точность расчетов и качество.

Война за кадры

Строительным компаниям необходимо уже сегодня привлекать, обучать и повышать уровень компетенций нынешних и будущих сотрудников, чтобы «заполнять» рабочие места, создаваемые новыми технологиями. Автоматизированные строительные площадки заставят всех участников цепочки снабжения заново оценить, какие компетенции и навыки им необходимы. В то время как на смену традиционным профессиям приходят новые, строительной отрасли необходимо творчески подойти к оценке того, откуда они берут таланты и каким образом они будут привлекать специалистов с требуемыми навыками. «Мы часто переоцениваем влияние изменений, которые произойдут в ближайшие пару лет, но недооцениваем влияние перемен в перспективе 10 лет. В ближайшие 10 или 15 лет нас ждет больше цифровых технологий и искусственного интеллекта как инструментов проектирования, и это, в свою очередь, повлияет на человеческий капитал и организационные модели в строительстве. Большие данные в строительстве — это не только сбор данных, но и их структурирование таким образом, чтобы можно было четко и аргументированно говорить, что работает, а что — нет.

По словам Аласдаира Спинка, главы индустриальной практики в Odgers Berndston (Asia Pacific), «беспилотные автомобили еще не скоро появятся на строительных площадках, однако технологии, позволяющие повысить безопасность, улучшить результат и сократить затраты на строительство, уже существуют. Поворотный момент в отрасли настанет тогда, когда появятся лидеры, способные интегрировать технологии в строительство в рамках финансовых ограничений и высококонкурентного рынка тендеров, или когда спрос на технологии созреет у тех, кто предоставляет строительный сервис».

Комментарий эксперта

Ксения Попова, старший консультант Odgers Berndtson, — о цифровизации в российском строительстве.

«В российском строительстве цифровизация, автоматизация и роботизация сегодня используются в минимальных объемах, хотя у отрасли есть большой нереализованный потенциал в этой области. Я редко слышу от участников отечественного строительного рынка о применении высокотехнологичных инструментов или специализированных машин по сравнению, например, с западными компаниями. В стандартных строительных операциях высокотехнологичные решения фактически не применяются.

В России на пути цифровизации в строительстве несколько препятствий. Во-первых, строительная отрасль считается одной из самых консервативных в стране. Многие акционеры действуют «по-старинке», не задумываясь о переходе на следующий уровень Индустрии 4.0. Во-вторых, цифровизация требует крупных инвестиций и повышает маржинальность бизнеса только в долгосрочной перспективе. Как правило, о нововведениях задумываются компании, которые строят долгосрочные стратегии, а организации с краткосрочным или среднесрочным горизонтом планирования пока не готовы что-то менять.

В строительной отрасли задействован большой объем низкоквалифицированного человеческого ресурса, труд которого можно заменить роботизированными операциями. Могут исчезнуть некоторые профессии среди сотрудников низшего и среднего звена, но человек продолжит играть важную роль в управлении и в творческих подразделениях. Управленцу необходимо следить за изменениями в мире и в отрасли, в том числе за появлением новых технологий. CEO должен уметь оценить, что действительно сработает и будет полезным для бизнеса, и быть уверенным, что акционеры не потратят деньги, время и ресурсы компании впустую.

В России пока мало примеров цифровизации в строительных компаниях. Например, одна компания-девелопер складской недвижимости внедрила современные технологии для управления своими складами. Склады оснащены датчиками, которые самостоятельно считывают загруженность полок. Эта информация позволяет арендаторам-ретейлерам оптимизировать управление складскими запасами».